Постановка звука по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенный ко рту («ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук [к]. Многократно повторяя это упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.
Второй способ – через «покашливание». Ребенка просят «покашливать» вслед за логопедом. Логопед должен широко открыть рот, чтобы ребенок видел, как расположен язык, и, выдохнув воздух, имитируется легкое покашливание, с ощутимым звуком [к] ([кхе]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.
Если ребёнок не понял устное объяснение артикуляционного положения с его показом перед зеркалом, необходимо в игровой форме попросить его сымитировать кашель старого дедушки, причём, необходим тактильный контроль выдыхаемого воздуха с помощью приставления ко рту ладошки, пёрышка или зеркальца.
|
|
Постановка звука с механической помощью. Очень просто можно поставить звук [к] от [ т ] с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя». Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя». Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем.
Мягкий [ к’ ] является промежуточным при механическом способе постановки [ к ], необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией сходных звуков.
Для получения правильного [к’] при боковом произношении логопед просит ребенка произнести звук [к], а затем через паузу звук [и] - [к-и]. Повторяя вместе с ребенком эти звуки, логопед уменьшает паузы между ними и постепенно добивается слитного произнесения [ки]. Если таким способом получить звук [к¢] не удается, его ставят с механической помощью.