Организационная культура организации и ее функции

Понятие организационной культуры: материальная и идеальная культура, ее роль в обеспечении эффективной деятельности организации, порядок формирования организационной культуры, функции организационной культуры.

Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Культуру как целостную систему принято делить на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, здания и сооружения, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи, технологии и т.п.

К духовной культуре относится сфера духовного производства и ее результаты, т.е. сфера сознания – наука, мораль, религия, право, философия, искусство, литература, фольклор, воспитание и просвещение и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.

Выделяют три основных признака (свойства) организационной культуры:

1) всеобщность – подразумевает, что организационная культура охватывает все стороны деятельности организации;

2) преобладание неформальности – функционирование организационной культуры связано в большинстве случаев с неформальными коммуникациями;

3) устойчивость – связана с традициями организации, которые повторяются на протяжении многих лет.

Роль организационной культуры в обеспечении эффективной деятельности организации проявляется в ее функциях:

1) охранная функция – организационная культура нейтрализует действие негативных внешних факторов;

2) интегрирующая функция – организационная культура объединяет интересы субъектов всех уровней и позволяет каждому работнику лучше осознать цели организации, ощутить себя частью компании, определить степень ответственности перед ней;

3) регулирующая функция – организационная культура регулирует поведение, нормы, правила, последовательность выполнения работы и др.;

4) заменяющая функция – организационная культура упрощает структуру организации, заменяя отдельные уровни управления и сокращая поток распоряжений;

5) адаптивная функция – наличие организационной культуры помогает работникам приспособиться к организации;

6) образовательная и развивающая функция – организационная культура предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке работников. В результате повышения уровня образования фирма может использовать работников с большей производительностью;

7) функция управления качеством – организационная культура, повышая ответственность своих работников, способствует повышению качества своих товаров и услуг;

8) функция ориентации на потребителя – организационная культура определяет среди ценностных ориентации установление прочных отношений с клиентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: