Конкурентные стратегии по М. Портеру. Содержание, риски, предпосылки для реализации, преимущества. Выбор конкурентной стратегии с учетом динамики рынка. Основные характеристики типов рынков. Выбор конкурентной стратегии с учетом рыночной доли организации. Характеристика рыночной позиции организации.
Стратегии конкуренции - это набор инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов и укрепления позиции на рынке. М.Портер выделил три типа конкурентных стратегий:
- ценовое лидерство – привлечение потребителей за счет минимальной цены на рынке;
- дифференциация – привлечение потребителей за счет максимизации отличий продукта компании от продуктов конкурентов;
- фокусировка – ориентация компании на узкий сегмент потребителей по какому-либо признаку.
Выбор стратегии конкуренции основан на определении трех составляющих: продукт (степень дифференциации товара), рынок (степень сегментации рынка), отличительные компетенции компании. На практике конкурентные стратегии требуют дополнений.
1. Кроме лидерства по ценам существует стратегия оптимальных издержек - повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже.
2. Реализация стратегии фокусировки возможна двумя путями:
- фокусировка на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент и вытеснение конкурентов за счет более низкой цены;
- фокусировка на базе дифференциации продукции. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет уникального предложения товара или услуг.
3. Возможны варианты объединения стратегии ценового лидерства и дифференциации. Методами снижения издержек при дифференциации является широкое применение стандартных узлов и деталей, снижение маркетинговых расходов. Компании назначают премиальную цену по сравнению с ценой чистого ценового лидера, но которая будет ниже, чем у чистого дифференциатора.
Характеристики конкурентных стратегий
Продуктовая дифференциация Рыночная сегментация Отличительная компетентность
Ценовое лидерство Низкая (в основном по цене) Низкая (массовый рынок) Производство и управление материалами
Дифферен-циация Высокая (в основном по свойствам) Высокая (много рыночных сегментов) НИОКР, сбыт и маркетинг
Фокусиро-вание От низкой до высокой (цены или свойства) Низкая (один или немного сегментов) Все виды отличительной компетентности