Особенности письма

Особенности произнесения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма. Особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью,умеет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, отсутствие речевой практики, иногда сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность.

Дисграфические ошибки в письменных работах детей с расщелинами неба разнообразны:

· Специфическими являются замены П,Б на М,Т,Д,Н и обратные, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи(придет - принет,дал - нал,ландыш - ланныш,ладныш);

· Пропуски,замены,употребление лишних гласных(в синем - в сенем,грибами - грибими, пришел - пршел);

· Замены и смешение шипящих свистящими(железо - зелезо,закружились-закрузились);

· Замена звука Ч на письме на Ш,С или Ж;

· Замена Ц на С (скворец- скворес);

· Смешение согласных (исправь- изправь, в портфеле- в портвеле);

· Пропуски первой буквы из стечения (расцвел- расвел,комнату- конату(;

· Замена звука Л на Р,и наоборот (провалился- проварился,подплыла- подпрыла).

Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глубины дефекта артикуляторного аппарата; особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка; характера и сроков логопедического воздействия; влияния речевой среды. Основной показатель для определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов.

Дошкольникам с ФИД оказывается амбулаторная логопедическая помощь в детской поликлинике или в стационаре. Дошкольники с ФФН, ОНР зачисляются в специальные детские сады, в специальные группы. Школьники с ФФН получают помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных школах. Они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и нарушения письма.

Для школьников с ОНР, обучающихся в специальных учреждениях, характерно:

ü недостаточность в развитии лексики и грамматики, низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтологической сочетаемости, малый объем речевой практики, стереотипность речи,замены близких по значению слов;

ü в письменной речи отмечается неправильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, аграмматизмы, а также замены, пропуски предлогов, смешение их с существительными,местоимениями,неправильное членение предложений;

ü чтение также отражает несформированность устной речи. Отмечается: смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова,медленный темп чтения. В различной степени страдает и понимание прочитанного на уровне непонимания значения отдельных слов, нарушение связи между фразами, между частями текста, нарушение понимания переносного смысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: