Под коммуникациями в общем смысле понимают передачу сообщения от источника информации к ее получателю посредством определенного канала.
Выделяют четыре основных элемента модели коммуникации:
- источник (создатель сообщения);
- сообщение (информация, которую источник передает получателю);
- канал, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю;
- получатель.
В системе коммуникаций предполагается также ответная реакция получателя, учитывается возможность случайных факторов — помех, искажений на всех стадиях коммуникации.
Система маркетинговых коммуникаций — это различные информационные методы воздействия на рынок.
В систему маркетинговых коммуникаций входят реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи и т. д.
Коммуникационная политика предприятия имеет следующие адресаты.
Сотрудники предприятия. От того, насколько руководство предприятия достигло взаимопонимания с персоналом, насколько сотрудники прониклись общей целью, какой психологический климат царит в коллективе, в огромной степени зависит, добьется ли предприятие успеха. Средством коммуникации, используемым в работе с данной категорией, является информационная система предприятия. Она связывает все его функции, сотрудники предприятия направляют и получают сообщение в той или иной форме. Особенно это касается управленческого персонала, который тратит на эту работу максимум своего времени.
|
|
Действительные и потенциальные потребители (целевой рынок). Цель коммуникационного воздействия — увеличение продаж товара предприятия.
Поставщики — фирмы и лица, обеспечивающие сельскохозяйственное предприятие сырьем, материалами, оборудованием и другими материальными ресурсами. Средства коммуникации: реклама, коммерческая пропаганда. Желательная реакция - сотрудничество на взаимовыгодных условиях.
Посредники (торговые посредники, а также лица и фирмы, помогающие сельскохозяйственному предприятию осуществлять другие агромаркетинговые функции: транспортные организации и фирмы, предоставляющие складские услуги, агентства агромаркетинговых исследований, финансовые и банковские организации, рекламные агентства и др.). Используемые средства коммуникации: реклама, система скидок и наценок, совместное участие в рекламных кампаниях, конкурсы дилеров и т. д. Ожидаемая реакция — взаимовыгодное партнерство.
Контактные аудитории объединяют организации и лиц, не принимающих непосредственного участия в рыночной деятельности и не имеющих на рынке прямых материальных интересов. В то же время они влияют на успех деятельности предпринимателей. К контактным аудиториям относятся местные органы государственного управления (исполнительная власть, муниципальные учреждения, налоговые службы, органы правопорядка, санитарного и экологического надзора и т.д.), средства массовой информации, местные жители, общественные организации (по защите прав потребителей и др.), «широкая публика», формирующая общественное мнение, и др. Основные средства коммуникации в этом секторе: коммерческая пропаганда, реклама, спонсорство, участие в выставках и др. Желательная ответная реакция - содействие деятельности предприятия, формирование и поддержание его положительной репутации или, по крайней мере, отсутствие противодействия.
|
|
Органы государственного управления как законодательные, так и исполнительные. Средства коммуникации: лоббирование, участие в общегосударственных программах (экономических, экологических, по охране здоровья и т. д.), презентации, участие в выставках, ознакомление государственных лидеров с товарами-новинками и др. Желательная ответная реакция — установление режима наибольшего благоприятствования.
По определению Американской маркетинговой ассоциации (АМА), реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора. Некоторые специалисты рассматривают рекламу как форму коммуникаций, которая пытается перенести качество товаров и услуг, а также идеи товаропроизводителей на язык нужд и запросов потребителя.
Реклама является неличной формой построения деловой связи (коммуникации), осуществляемой посредством платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования (Ф. Котлер).
Рекламой занимаются не только коммерческие фирмы. Рекламируют свою деятельность кино, музеи, здравоохранение, образование, различные фонды, общественные организации и др., то есть все те, кто стремится донести информацию до своей целевой аудитории.
Задачи рекламы. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может решать следующие задачи:
- информирование (формирование осведомленности о новой продукции, товаре, конкретном событии, предприятии и т. д.);
- увещевание (постепенное, последовательное формирование предпочтения образа предприятия, его продукции и товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки и т. д.);
- напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о продукции и товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данную продукцию, товар) и другие задачи.
Роль рекламы не ограничивается рамками системы агромаркетинговых коммуникаций и даже всей рыночной деятельности. Велико значение рекламы в экономике и общественной жизни. Можно отметить также ее образовательную и эстетическую роль.
Стимулирование сбыта как форма маркетинговых коммуникаций представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара.
Цели, достигаемые стимулированием сбыта, определяются маркетинговыми целями фирмы и характеристиками аудитории, на которую они направлены. Обычно выделяют три типа адресатов стимулирования сбыта: потребители, торговые посредники, собственный торговый персонал.
Личная продажа - вид торговой деятельности, при котором информирование и убеждение покупателей в необходимости покупки осуществляется в ходе личного контакта продавца и покупателя лицом к лицу, по телефону или с использованием новых видеосредств. Устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями называется личной (персональной) продажей.
|
|
Личную продажу осуществляет торговый агент – лицо, действующее от имени фирмы и выполняющее одну или несколько функций, центральная фигура на рынке. Процесс личной продажи включает: приём клиента и установление контакта; выявление потребностей клиента; представление продукта; преодоление возможных возражений; осуществление продажи; последующий контакт с клиентами.
«PR (пиар) - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью».
Специалисты по PR решают следующий комплекс задач:
1) изучение общественного мнения и ожиданий общественности;
2) установление и поддержание контактов между фирмами, группами людей и обществом в целом;
3) предотвращение конфликтов или недопонимания, устранение негативных последствий в деятельности компании;
4) создание гармоничной обстановки внутри фирмы;
5) создание имиджа и репутации, способствующих достижению компанией поставленных целей.
Для участия в мероприятиях по PR могут быть привлечены знаменитые люди.
Деятельность по связям с общественностью нельзя рассматривать отдельно от остальных форм продвижения. Цели, стратегии и бюджет PR-кампании формируются в зависимости от общих целей и задач рекламы, стимулирования сбыта и личной продажи. Одной из слабых черт PR является то, что компания не может контролировать использование средствами массовой информации направленного пресс-релиза.
Пропаганда предпринимательства - как вид взаимоотношений с общественностью представляет собой неличное и не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения коммерчески важных сведений о них в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены.
Исходя из определенного сходства в целях и средствах их достижения, пропаганда предпринимательства может рассматриваться как составная часть сферы деятельности организации, получившей название «паблик рилейшнз» (англ. public relations — связи с общественностью) — ПР.
|
|