Использование маркетинга связано как с деятельностью на внутреннем рынке, так и с внешнеэкономической деятельностью предприятий. Маркетинг широко применяется в различных сферах предпринимательства: на рынках товаров производственного назначения, потребительских товаров, разного рода услуг, лиц, идей и др.
Существует множество определений маркетинга. Все они могут быть сведены к двум определениям: в узком и широком смысле.
1.Маркетинг — это деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
2.Маркетинг — деятельность по изучению и прогнозированию рынка, разработке, производству, распределению и продвижению товаров (услуг) для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели предприятия (организации) и удовлетворяются запросы потребителей.
Существует два подхода к определению концепций маркетинга:
- единая концепция маркетинга – Ориентация на потребителя;
- пять концепций, на основании которых коммерческие структуры ведут свою маркетинговую деятельность:
1. концепция совершенствования производства, предполагает, что потребители охотно покупают товар, он распространен и доступен по цене руководству необходимо заниматься дальнейшим совершенствованием производства (при высоком спросе с целью снижения себестоимости);
2. концепция совершенствования товара утверждает, что потребителям нужен качественный товар товар должен совершенствоваться;
3. концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут охотно покупать товар без значительных усилий со стороны продавца;
4. концепция маркетинга предполагает глубокое изучение нужд и потребностей. Лозунг маркетинга: «Отыщите потребности и удовлетворите их!»
5. концепция социально-этического маркетинга имеет в основе концепцию маркетинга, с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Это способствует сбалансированности 3-х основных факторов: росту прибылей фирм, удовлетворению спроса покупателей и соблюдению интересов общества.
Каждая из концепций имеет свои достоинства и недостатки. Синтез их положительных элементов, с целью снижения рисков и повышения эффективности принимаемых решений носит название маркетинг - микс или комплексный, смешанный маркетинг.
Концепция маркетинг - микс предлагает фирме в своей рыночной деятельности ориентироваться не на один из элементов маркетингового комплекса, а на весь комплекс в сочетании, выбирая в качестве главного направления наиболее привлекательные и выгодные для фирмы элементы, сохраняя приоритет удовлетворения потребностей.