Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.
Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.
Взрослые и дети, выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.
2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).
3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.
4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.
5. Репетиционный процесс.
6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.
|
|
7. Подготовка музыкального сопровождения.
8. Подготовка технических средств.
4. «Послушайте!»
Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении, сверстников, старших товарищей и родителей.
Содержание: конкурс на лучшего чтеца.
Основные шаги по подготовке:
1. Определение темы конкурса и его девиза.
2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.
3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.
4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.
5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.
6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.
7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.
8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.
9. Выбор и подготовка ведущих.
5. «Почитай мне!»
Цель - развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.
Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.
Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».
|
|
Основные шаги по подготовке:
1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.
2. Выбор книг для чтения.
3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).
4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.
5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.
6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.
7. Организация выставки рисунков в школе.
6. «Книга в кругу читателей»
Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.
Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор темы конференции, книг или книги для обсуждения.
2. Работа с участниками:
- прочтение книги;
- подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;
- выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.
3. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.
4. Работа в творческих группах:
- группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;
- группа («КВН») разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;
- группа («Связи с общественностью») обеспечивает информационную поддержку конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;
- группа («Театр») готовит инсценировку фрагмента литературного произведения;
- группа («Сценаристы») разрабатывает общий сценарий конференции и готовит ведущих.
7. «Литературная игра»
Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности (например, нахождение «Золотого ключика», «Клада на острове сокровищ» или спасение попавших в беду героев книги и т.д.). Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.
Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.
Основные шаги по подготовке:
1. Выбор литературной основы для игры, придумывание ее названия.
2. Разработка конкурсных заданий:
- чтение зашифрованного текста из книги;
- соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими персонажей книги;
- соотнесение предметов с задачами, которые персонажи решают или могли бы решить с их помощью;
- расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;
- нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;
- восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;
- составление ребусов, кроссвордов, шарад;
- озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;
- придумывание продолжения книги и др.
5. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.
6. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.
Мероприятия-«спутники»
Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. К их числу следует отнести, например, подготовленную накануне экспозицию новых книжных поступлений в школьную библиотеку под названием «Книга ищет читателя»!, а также:
|
|
1. Выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов:
- выставка иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы «Смотрите, что мы читали!»,
- выставка плакатов «Читайте хорошие книги!»,
- фотовыставка «Мои друзья читают», «Мой класс/Моя семья/Наша школа/Наш город читает»,
- выставка значков, книжных закладок, экслибрисов «Я читатель!».
2. Выпуск стенгазеты, оформление стенда или сайта «Что и как мы читаем?».
3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.
4. Акция «Я рекомендую!», в ходе которой школьники вкладывают в понравившиеся им прочитанные книги школьной библиотеки закладку со своей личной рекомендацией (акция стартует во время Урока и проходит в течение четверти, триместра или всего учебного года).
5. Акция «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках.