Учебная мотивация

В контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чём эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее её».

В этой связи следует заметить, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет ею в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности, а потому не может не влиять на результат учебной деятельности.

Нет сомнений в том, что существует сильная зависимость показателей, определяющих обучаемость, успешность всей учебной деятельности человека от его мотивационной сферы.

Эта мысль получила развитие в классической работе Л. С. Выготского «Мышление и речь», как попытка найти некую единицу, выражающую единство аффективных и интеллектуальных процессов

«Понятие мотивации у человека... включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные диспозиции, идеалы и т.д.»

Б. И. Додонов выделил следующие четыре структурных компонента мотивации: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата; «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.

Как было отмечено, учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную.

Учебная мотивация содержит:

1) потребность в изучении (познавательная, достижения);

2) смысл и мотив (внутренние и социальные, направленные на процесс, результат, оценку преподавателем, на «избегание» неприятностей) учения;

3) цель изучения (лучше формируема при направлении на способы действия, а не на результат);

4) эмоции (фиксирующие эмоции успеха-неуспеха);

5) отношение (отрицательное, нейтральное, положительное);

6) интерес (широкий, планирующий, результативный, процессуально-содержательный, учебно-познавательный, преобразующий).

Таким образом, активность субъекта должна быть, прежде всего, направлена на интеграцию, внутреннюю согласованность всех элементов иерархической структуры мотивации, устранение в ней противоречивых тенденций, проверку возможности и реальности формирующихся значимых целей, все это происходит на основе рефлексии, свойственной учащемуся. Согласно этой точке зрения динамичность и направленность учебной мотивации заключается в том, что только проведенные и «одобренные» субъектом мотивационные образования становятся подлинными, досягаемыми мотивами личности. Следует, однако, подчеркнуть, что предложенная структура не означает простую совокупность данных элементов, входящих в нее. Эти компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом, словно переходя из одного в другой, вызывая друг в друге изменения. Исходя из предложенной схемы учебной мотивации, видно, что «становление мотивации есть не просто возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мошвационной сферы»

Итак, учебная мотивация - это сложная и цельная иерархическая структура, которая обуславливает учебную деятельность и формирование обучаемости.

Таким образом, учебная мотивация, являясь одной из составляющих учебной деятельности, самым существенным образом может влиять на её результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: