Предметом изучения статистики финансов предприятий и организаций является количественная характеристика их финансово-денежных отношений с учетом их качественных особенностей, обусловленных образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств хозяйствующих субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством.
К основным задачам статистики финансов предприятий и организаций относятся:
1) изучение состояния и развития финансово-денежных отношений хозяйствующих субъектов;
2) анализ объема и структуры источников формирования финансовых ресурсов;
3) определение направлений использования денежных средств;
4) анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности (доходности) предприятия или организации;
5) оценка финансовой устойчивости и состояния платежеспособности;
6) оценка выполнения хозяйствующими субъектами финансово-кредитных обязательств.
С помощью системы показателей, используемой в статистике финансов, характеризуется финансовое положение хозяйствующих субъектов, поступление, распределение и характер использования денежных средств, размеры и структуру задолженности, в том числе просроченной и др.
Осн. стат-ими показ-ми, позволяющими оценить финансовое положение организаций, являются: выручка от реализации, прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов.
В процессе статистического изучения основных закономерностей финансового состояния предприятий и организаций широко используются следующие статистические методы:
1) метод группировок;
2) метод регрессионного и корреляционного анализа;
3) метод рядов динамики;
4) индексный метод и др.
Показатели формирования и распределения прибыли являются определяющим фактором состояния предприятия (абсолютные):
1. балансовая прибыль / убыток – доход, полученный от всех видов деятельности, т.е. от реализации продукции, работ, услуг, осн. средств и новоимущества предприятия, чистые доходы от внереализац. операций.
2. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) = выручка (без НДС и акцизов) - издержки.
3. налогооблагаемая прибыль = баланс. прибыль - льготируемая прибыль.
4. чистая прибыль = баланс. прибыль - обяз. платежи в бюджет.
Факторы изменения рентабельности: бал. прибыль, ср-год. стоимость произв. фондов.
Факторы изменения прибыли: цена продукции, себестоимость единицы, объем реализ. продукции.
Показатели задолженности. Виды:
- дебиторская – по расчетам с покупателями за товары, работы, услуги, по расчетам с бюджетом, дочерними предприятиями и др. Отдельно учитывается задолженность свыше 3 месяцев (проблемная). Показатели:
коэффициент оборачиваемости ДЗ: Ко = выручка от реализации / ср. за период ДЗ
коэффициент среднего срока одного оборота = число календ. дней периода / Ко.
- кредиторская – по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, с дочерними предприятиями, рабочими и служащими по оплате труда, бюдж. фондами, подрядчиками и поставщиками за поступившие ценности.
При превышении ДЗ над КЗ необходимо привлечение доп. ден. средств. При систематическом превышении КЗ над ДЗ предприятие неплатежеспособно.
Показатели фин. состояния и устойчивости предприятия
Общее впечатление о финансовом состояние можно получить по показателям, содержащимся в балансе предприятия (форма №1) и отчете о прибылях и убытках (форма №2).
Систему показателей устойчивости финансового состояния субъектов хозяйствования образуют четыре группы характеристик:
Коэффициенты рентабельности:
1.рентабельность тек. затрат (продукции) = прибыль от реализации продукции / себестоимость
2.рентабельность предприятия (общая) = балансовая прибыль / ср-год. стоимость произв. фондов.
3.отдача активов = чистая прибыль / стоимость всех активов.
Коэффициенты ликвидности и платежеспособности:
1.к-т тек. ликвидности = оборотные средства / краткоср. обязательства
2.к-т быстрой ликвидности = (ДЗ + ден. стредства) / краткоср. обязательства
3.к-т абсолютной ликвидности = ден. средства / краткоср. обязательства
Коэффициенты фин. устойчивости:
1.к-т автономии = соб. капитал / активы
2.к-т фин. зависимости = обязательства / активы
3.уровень фин. левериджа = долгоср. обязательства / соб. капитал
4.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = собственные оборотные средства / оборотные активы
Коэффициенты деловой активности:
1. Оборачиваемость совокупного капитала = выручка / активы
2. Оборачиваемость текущих активов = выручка / оборотные активы
3. Оборачиваемость собственного капитала = выручка / собств. капитал
4. Оборачиваемость денежных средств = выручка / ср. сумма денежных средств
Вопрос 56. Статистический анализ выполнения государственного бюджета. Влияние изменения налоговой базы и налоговой ставки.
Статистика государственного бюджета занимается характеристикой выполнения плана и динамики, выявлением закономерностей в структуре и размерах доходов и расходов, изучением связи доходов государственного бюджета с важнейшими макроэкономическими показателями.
Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов или соответствующих административно-территориальных единиц, направленных на экономическое и социальное развитие страны.
Информационной базой статистики государственного бюджета является предоставляемые Министерством финансов РБ отчеты по исполнению консолидированного и местных бюджетов.
Анализ исполнения государственного бюджета осуществляется путем исчисления ряда относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и направлений целевого использования. С помощью социально-статистического анализа изменяют степень влияния факторов, обусловивших отклонения от плана.
Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы – бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты.
Задачи статистики гос.бюджета состоят в том, чтобы определить:
- общую величину доходов и расходов ГБ, дефицит (профицит);
- структуру доходов и расходов ГБ;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры гос. внутреннего долга;
- эффективность проведения государством фискальной политики и ее влияние на эк. рост и уровень жизни.
Уровень доходов государственного бюджета (Уд) рассчитывают путем отношения суммы бюджетных доходов (Д) к величине валового внутреннего продукта (ВВП):
Уд=(Д/ВВП)*100
Данный показатель позволяет проанализировать степень централизации финансовых ресурсов в бюджете страны, а также динамику данного процесса.
Уровень расходов госбюджета (Ур) позволяет оценить роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов. Он рассчитывается отношением бюджетных расходов (Р) к ВВП, позволяет оценить роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов:
Ур=(Р/ВВП)*100
Уровень налоговой нагрузки на экономику страны характеризуется соотношением фактических налоговых доходов бюджета (НД) и ВВП. Этот показатель используется при определении направлений и параметров бюджетно-налоговой политики государства.
Унг=(НД/ВВП)*100
Уровень дефицита госбюджета ( УДф ) получают отношением абсолютной суммы бюджетного дефицита (Дф) к расходам бюджета либо к валовому внутреннему продукту:
Удф=(Дф/Р)*100 или Удф=(Дф/ВВП)*100
Анализ динамики бюджетных показателей осуществляется с использованием показателей как в текущем, номинальном, так и в реальном выражении.
Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь для пересчета бюджетных доходов в реальное выражение используется индекс потребительских цен:
Д1реал= Д1// Iп.ц.
Аналогично исчисляются реальные суммы расходов и дефицита бюджета отчетного периода.
Статистический анализ бюджета включает характеристику выполнения плана и динамики, выявление закономерностей в структуре и размерах доходов и расходов, изучение взаимосвязи доходов государственного бюджета с важнейшими макроэкономическими показателями.
После общей оценки исполнения плана по доходам бюджета устанавливают, чем было обусловлено отклонение фактических поступлений доходов от запланированных. Для налоговых поступлений, имеющих наибольший удельный вес в сумме доходов бюджета, исходными выступают два фактора: налоговая база (Б) и налоговая ставка (С).
Абсолютный прирост (снижение) налоговых поступлений (ΔН) за счет изменения налоговой базы рассчитывается по формуле:
Прирост Нб=(Б1-Б0)/С0,
Абсолютное влияние налоговой ставки на изменение суммы налогов определяется следующим образом:
Прирост Нс=(С1-С0)/Б1,
где Б1 и Б0 – размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периоде.
С1 и С0 – уровень налоговой ставки в отчетном и базисном (плановом) периоде.
Алгебраическая сумма прироста налогов в результате этих двух факторов равна общему приросту суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов.
Статистический анализ внебюджетных фондов изучает закономерности нормирования и расходования денежных средств фондов в связи социально-экономическим назначением каждого из них.
Задача статистики внебюджетных фондов - определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.
Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:
- общий объем доходов, в том числе по источникам;
- прочие доходы;
- общий объем расходов, в том числе по направлениям;
- прочие расходы;
- остаток средств на начало периода;
- остаток средств на конец периода.