В этом разделе даны упражнения на темп речи. Задания для тренировки других свойств голоса, входящих в понятие «подвижность», были приведены выше, в других разделах нашего пособия.
Упражнение 32. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:
Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали.
Упражнение 33. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Упражнение 34. Прочитайте стихотворение в заданном темпе (упражнение взято в книге Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт):
Еле-еле, еле-еле | Медленный темп |
Завертелись карусели. | |
А потом, потом, потом | Средний темп |
Все бегом, бегом, бегом! | Быстрый темп |
Все быстрей, быстрей, бегом, | Очень быстрый темп |
Карусель кругом, кругом! | |
Тише, тише, не спешите, | Средний темп |
Карусель остановите. | |
Раз, два, раз, два - | Медленный темп |
Вот и кончилась игра. |
Упражнение 35. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:
|
|
Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно:
Раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!
Упражнение 36. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:
Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!
(М.Бородицкая)
Упражнение 37. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.