1. Охарактеризуйте теории психосексуального (З. Фрейд) и психосоциального (Э. Эриксон) развития.
2. В чем смысл когнитивного подхода.
3. Гуманистический подход, его основные представители.
4. Деятельностный подход, его значение и характеристика.
5. Характеристика онтогенетических признаков с позиции их типичного и индивидуального.
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Онтогенез – это
1) процесс развития индивидуального организма.
2) формирование основных структур психики индивида в течении его жизни.
3) процесс социализации человека.
4) присвоение значимых средств деятельности и общения.
Ответ: 2.
2.Конвергенция применительно к разработанной В.Штерном теории означает:
1) схождение.
2) расхождение.
3) слияние.
4) параллелизм.
Ответ: 1.
3.Обучение плетется в хвосте развития:
1) согласно культурно-исторической теории.
2) согласно психоанализу.
3) согласно закону рекапитуляции.
4) согласно школе генетической эпистемологии Ж.Пиаже.
Ответ: 4.
4. Что с точки зрения антропологической парадигмы развития выступает детерминантой развития:
|
|
1) самопознание.
2) самопределение.
3) самоактуализация.
4) саморегуляция.
Ответ: 2.
5.Какой кризис повторяет кризис трех лет по основным проявлениям?
1) новорожденности.
2) зрелости.
3) подростковый.
4) юности.
5) семи лет.
Ответ: 3.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Существует утверждение, что беспомощность человеческого дитя при рождении есть предпосылка его безграничного развития в онтогенезе. На чем основано это утверждение?
Ответ: Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. (Инстинктивные системы – это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее заданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведения происходила на протяжении сотен тысяч лет, она – чрезвычайное благо, расширившее возможности развития. Дж.Брунер отмечал, что эволюция приматов основана на отборе в направлении все более отличительного паттерна незрелости, благодаря именно такому направлению отбора стала возможной более гибкая адаптация нашего вида.
Ответ на этот вопрос с позиции антропологии состоит в том, что благодаря антропогенезу не только возросли возможности развития, но и изменился его тип. Ломка автоматизмов требовала "в виде компенсации" способности к предвидению будущих ситуаций, тем самым она толкала на поиски путей, которое делали подобное предвидение возможным. Первый поворотный момент соответствует началу, лишь самому первому появлению социальных закономерностей, второй - установлению их полного, "безраздельного и окончательного господства в жизни человека". В результате первого поворота возникло новое качество в виде производственного коллектива древнейших людей. Можно даже сказать, что в результате этого скачка и возникло само человечество. Уровень развития трудовой деятельности в то время еще зависел от физической организации людей. В этот период антропогенеза действовали как биологические, так и социальные закономерности. Качественно новое во втором поворотном периоде заключалось в появлении новой формы устройства общества, новых способов сотрудничества и средств общения. они "полностью сводили на нет пережитки стадных отношений и открывали собой эру действительного господства социальных законов… Только homo sapiens сумел построить такую общественную жизнь, в которой отбор на видовые биологические качества оказался устраненным" Основным биологическим итогом антропогенеза стало прекращение морфологической эволюции человека. Тем самым, биологический процесс, формировавший homo sapiens, как бы самоустранился. "Совершился полный и окончательный переход к подлинно человеческой истории".
|
|
2. Что, какой процесс лежит в основе развития человеческой психики?
Ответ: В основе развития человеческой психики лежит овладение исторически сформированными общественными орудиями, служащими средством удовлетворения потребностей.