Тип, вид и форма огранки

Все огранённые камни характеризуются типом или видом и формой огранки.

Типы огранки делятся на 4 группы:

1. Бриллиантовая, огранка клиньями, сотовая и другие типы огранок с аналогичным расположением граней.

2. Ступенчатая.

Первые два типа огранки называются фасетной огранкой, или огранкой гранями.

3. Кабошон.

4. Комбинированная (смешанная).

Форма огранки бывает: круглая, овальная, маркиза, груша, панделок, бриолет (капля), каре (квадрат), прямоугольник, ромб, треугольник, роза, бусина.

Самый древний тип огранки, который используется и в наше время, – придание камню округлой формы, известной под названием кабошон. Это слово образовалось от французского слова, которое, в свою очередь, произошло от латинского – cabo – голова. Этот тип огранки долгое время пользовался преимуществом при обработке таких цветных камней, как изумруд, рубин, сапфир и гранат. В настоящее время эти камни практически не обрабатываются в виде кабошона. Этот тип огранки используется лишь при обработке камней с эффектом «кошачьего глаза», звёздчатых камней и, главным образом, непрозрачных и полупрозрачных камней, а также камней с какими-либо дефектами.

Если кабошоном камень ограняется со всех сторон, то образуется бусина. Бусины с просверленным отверстием нанизываются на нить и носятся в виде ожерелья. Часто гранильщики усиливают цвет слабоокрашенных камней, покрывая поверхность стенок отверстия соответствующей краской.

Кабошоны могут быть трёх различных видов с постепенным переходом от одного к другому (рис. 5.1). Первый вид – выпуклый кабошон. Обе поверхности камня, верхняя и нижняя изогнуты, причём кривизна имеет одинаковый знак, хотя его величина может значительно меняться.

А б в

Рис. 5.1. Различные формы кабошонов:

а – простой; б – двойной выпукло-вогнутый; в – двойной выпуклый

При огранке лунных и звёздчатых камней таким способом верхнюю поверхность делают более выпуклой для лучшего проявления оптического эффекта. Напротив, рубину или сапфиру, обладающим глубоким цветом, при обработке в виде выпуклого кабошона придают другие очертания, так как свет легче проникает в камень со стороны менее выпуклой поверхности и более полно отражается от другой стороны с последующим усилением прозрачности камня. Опалы всегда делаются более выпуклыми на открытой стороне, но кривизна поверхности меняется в значительных пределах. Они обычно круто обрезаются, если камень вставляется в кольцо. Хризоберилловый «кошачий глаз» всегда обрабатывается с искривлением основания, для того чтобы усилить прозрачность и сохранить вес.

При уплощении менее выпуклой стороны выпуклый кабошон переходит во второй вид – простой кабошон, у которого нижняя поверхность плоская. Этот вид обработки обычно используется для кварцевого «кошачьего глаза» и иногда для карбункулов (то есть тёмно-красных, сильно окрашенных гранатов). Плоская сторона у камня, обработанного простым кабошоном, всегда расположена внизу.

При смене знака кривизны нижней поверхности простой кабошон переходит в кабошон третьего вида – выпукло-вогнутый кабошон. При этом в камне снизу делается выемка, а от рундиста знак кривизны резко меняется. Этот вид предпочитают при обработке тёмных камней таких, например, как густо окрашенные карбункулы, которые, будучи огранены более толсто, почти не проявляют цвета. В выемку часто помещают кусочек фольги для усиления отражения света и увеличения цветового эффекта.

У фасетной огранки (ограни плоскими гранями) существует две основные разновидности: бриллиантовая и ступенчатая (изумрудная) (рис. 5.2). Все остальные являются производными от них.

Рис. 5.2. Бриллиантовая и изумрудная (ступенчатая) огранки

Как показано на рисунке, основное различие между этими типами огранки заключается в форме граней и их расположении на поверхности камня. Для бриллиантовой огранки характерны треугольные или клиновидные грани, тогда как при ступенчатой огранке все грани более или менее прямоугольны и расположены ступенями.

Бриллиантовая огранка особенно подходит для бесцветных или слабоокрашенных камней. Их привлекательность из-за отсутствия окраски зависит только от чётких и ярких вспышек света, исходящих от камня. Ступенчатые виды огранки могут быть использованы для слабоокрашенных или бесцветных камней, но наибольшее их преимущество проявляется в окрашенных камнях. Нет твёрдого правила выбора типа огранки. Всё определяет вкус огранщика и экономические соображения. Современные огранщики отдают предпочтение простым ступенчатым видам огранки в отношении большинства окрашенных камней и даже в отношении тех, которые имеют лишь слабый оттенок какого-либо цвета.

Ступенчатая огранка менее сложная, чем бриллиантовая. Но из-за того, что каждая грань имеет довольно большую площадь, иногда требуется более продолжительное время для их шлифования и полирования. Небольшие неточности при ступенчатой огранке более заметны, чем при бриллиантовой. Это связано с тем, что многочисленные рефлексы бриллиантовой огранки могут маскировать даже существенные ошибки в огранке. Как правило, небольшие камни ступенчатой огранки легче делать, чем бриллиант такого же размера. Но, если размер камня превышает 30 кар, ступенчатую огранку выполнять значительно труднее, нежели бриллиантовую.

Во второй половине XVI века были известны только две правильные формы огранки алмазов – алмазный наконечник и алмазная таблица.

Обе этих формы огранки основаны на использовании правильного октаэдра. Алмазный наконечник образован природными гранями кристалла, которые в случае необходимости шлифуются до правильной формы. Долго эта форма огранки использовалась для мелких алмазов.

Для таблицы (рис. 5.3) используются крупные алмазы. Алмазная таблица образуется из правильного октаэдра при стачивании одного из внешних углов до образования грани – таблички, ширина которой равняется половине ширины центрального квадратного сечения. Расположенный напротив внешний угол стачивается незначительно до образования маленькой грани – калетты, параллельной табличке (рис. 5.4). Угол между гранью и стороной рундиста был равен α = 54°44¢. Впоследствии углы уменьшили до 45°.

Огранка розой (рис. 5.5) в своей наиболее симметричной форме состоит из полусферы с нанесёнными на неё 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Изобретение приписывают кардиналу Мазарини, но вероятнее эту огранку завезли из Индии в XVI веке. В наше время розой гранятся только мелкие алмазы.

2 2 2
1 1 1
Голландская роза Антверпенская роза Полуголландская роза
2 2  
1 Двойная или голландская роза 1 Крестовая роза 1 – коронка, 2 – вид сбоку

Рис. 5.5. Огранка розой

Существует 6 или 7 вариантов огранки розой. Во всех вариантах имеется плоское основание, а расположение граней, как правило, соответствует симметрии шестого порядка, если смотреть сверху.

  а б
Огранку бриолет (грушевидная капля) (рис. 5.6) можно считать видоизменённой формой двойной розы. Выполняется она характерными треугольными гранями. Использовалась французскими ювелирами для грушевидных алмазов.

Очень долго авторство бриллиантовой огранки при-писывалось венецианцу Винченцо Перуцци (XVII век). Однако есть версия, что способ огранки был разработан в 1600 году в Париже в процессе усовершенствования огранки таблицей. Сначала применялась самая простая форма бриллиантовой огранки, при которой на верхней и нижней частях бриллианта находилось по 8 граней. Ювелиры называют такую огранку ординарной или простой. Сейчас так гранят мелкие алмазы, получая камни массой от 0,03 до 0,01 кар. Позже были разработаны более сложные формы бриллиантов. На обеих частях делали по 16 граней, или 32 грани в верхней и 24 в нижних частях. Такие огранки соответственно именовались двойной и тройной (полной).

При бриллиантовой огранке верхняя часть камня называется коронкой или верхом, нижняя – павильоном или низом, плоская – площадкой или таблице й, а линия, отделяющая коронку от павильона – рундистом. Впрочем, понятия коронки, павильона и рундиста сохраняются и для ступенчатой огранки. Грани павильона сходятся в одну точку – шип. Раньше вместо шипа делали маленькую площадку – калетту. Сейчас калетту делают только на крупных камнях.

Контур рундиста менялся в широких пределах в процессе эволюции бриллиантовой огранки. В ранних вариантах он был продолговатым или квадратным, со сглаженными углами и обладал симметрией второго или четвёртого порядка. В современных изделиях благодаря симметрии восьмого порядка рундист имеет округлую форму. Количество и порядок расположения граней, которые сохраняются во многом такими, какими они были на начальной стадии использования бриллиантовой огранки, приведены в табл. 5.1 и 5.2. В наше время чаще применяется комбинация клиновидных граней с фасетками и скилловых с косыми гранями, что составляет 8 фасеток и 16 крестовых граней. Звёздные грани, окружающие табличку, а также крестовые и скилловые грани первоначально были так названы по своей форме и расположению. Однако возможно, что скилловые грани получили своё название из-за трудностей, которые испытывали гранильщики при точном нанесении их на камень (английское skill – мастерство, искусство).

Таблица 5.1

Коронка, или верх камня

Кол-во граней Название Форма грани Другие названия
  Табличка 8-сторонняя, крупная  
  Звезда 3-сторонняя, мелкая  
  Фасетка, темплет 4-сторонняя, крупная 8-гранник
  Клин, ромб 4-сторонняя, крупная
  Крест, скос 3-сторонняя, мелкая 16-гранный крест
  Скилл 3-сторонняя, мелкая

Таблица 5.2

Павильон, или низ камня

Кол-во граней Название Форма грани Другие названия
  Калетта 8-сторонняя, мелкая  
  Павильон 5-сторонняя, крупная 8-гранный павильон
  Клин 5-сторонняя, крупная
  Крест 3-сторонняя, мелкая 16-гранный крест
  Скилл 3-сторонняя, мелкая

В 1938 году Марком Толковским была рассчитана «идеальная» форма огранки бриллианта (рис. 5.7). Верхняя часть бриллианта имеет высоту 0,162 от величины диаметра камня Д,диаметр площадки 0,53Д, угол наклона основных граней составляет 40,75°. Общая высота бриллианта 0,603–0,613Д, а высота рундиста 0,01–0,02Д.

В России чаще применяют практическую бриллиантовую огранку, которая позволяет наиболее рационально использовать алмазное сырьё. Размер площадки 50–65%Д, высота рундиста
2–5%Д, угол наклона граней коронки 30°–40°, угол наклона граней павильона 38°–42°.

На игру бриллианта влияют размер и число граней. Крупные камни изготавливают с большим числом граней, мелкие – с меньшим. Как правило, бриллианты массой менее 0,03 кар имеют 17 плоских граней, камни массой (0,03–0,05) кар – 33грани (швейцарская огранка). Однако чаще всего бриллианты массой более 0,03 кар имеют 57 граней: в верхней части – 33, в нижней – 24.

Рундист должен быть настолько тонким, насколько позволяет прочность камня, чтобы избежать его обламывания при заделке в оправу. Если рундист оставить толстым, то в результате отражения от нижних граней будут видны грубые края. Это может существенно повредить внешнему виду камня, особенно при загрязнении краёв.

В начале и середине XX века зарубежными фирмами разработаны более сложные формы огранки крупных бриллиантов, значительно усиливающие их игру. Так, для камней массой более
1 кар предложена огранка Харлайт-Кат на 73 грани (вверху 41, внизу 32). Для более крупных бриллиантов применяют «королевскую» огранку с 86 гранями (49 вверху и 37 внизу), а также «величественную» огранку со 102 гранями (61 вверху и 41 внизу). Иногда выполняется «спиральная» огранка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: