Если найдены варианты решения проблем с форматом БДДС, то можно определить (хотя бы приблизительно) систему ограничений, на основе которых можно строить (нормировать) ту часть данного бюджета, которая связана с источниками денежных средств. При разработке этой системы может использоваться итеративная процедура, как и при составлении БДДС в целом.
Во-первых, устанавливают объем средств, которые необходимы бизнесу для финансирования инвестиционных затрат, т.е. дополнительных (в сравнении с обычными) расходов на предстоящий бюджетный период. Таким образом определяется нижняя граница внешнего финансирования (разрыва между дополнительными расходами, увеличивающими затратную часть БДДС, и обычными источниками денежных средств, прежде всего от реализации). Для этого используют данные плана капитальных (первоначальных) затрат (инвестиционного бюджета). Сумма расходов по этому бюджету может быть принята за нижнюю границу уровня финансирования из внешних источников (кредит банка, инвестиции).
|
|
Во-вторых, определяют дополнительные денежные средства на финансирование текущих затрат и пополнение оборотных средств путем распределения их внутри бюджетного периода в соответствии с пуском, наладкой и выведением на расчетную мощность.
В-третьих, на основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливают превышение реальных расходов над минимальным уровнем внешнего финансирования- Это значит, что с учетом целевого норматива конечного сальдо (его устанавливают руководители компании до начала бюджетного периода) определяют необходимый в данный период размер внешнего финансирования, корректируют сумму кредита или инвестиций с учетом необходимости финансирования не только капитальных (первоначальных) затрат, но и прироста оборотных средств, а также уточняют условия получения денежных средств из внешних источников. Расходная часть БДДС может корректироваться путем увеличения кредиторской задолженности (задержки платежей внешним поставщикам на определенный срок), сокращения или откладывания срока осуществления инвестиционных затрат (приобретение более дешевого оборудования, более плавный ввод новых производственных мощностей и.т.п.). После корректировки БДДС вновь пересчитывают.
Разработка БДДС начинается после того, как известны основные бюджетные наметки на предстоящий период по доходам и расходам, капитальным (первоначальным) затратам, составлен инвестиционный бюджет или бюджет капитальных (первоначальных) затрат и, следовательно, определены примерные объемы внешнего финансирования. В табл. 6.1 и 6.2 показан процесс составления БДДС для отдельных видов бизнеса организации, состоящий из конкретных последовательных шагов.
|
|
Раздел «ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (вступительное сальдо)» на начало периода для организации в целом и структурных подразделений со своими расчетными счетами определяется как фактический остаток денежных средств на их счетах. Для структурных подразделений без собственных расчетных счетов данная позиция может быть определена одним из следующих вариантов.
1. Первоначальный остаток денежных средств на расчетном счете организации распределяется пропорционально между различными структурными подразделениями в соответствии, например, с их оборотами (по фактическим или прогнозным на бюджетный период).
2. Остаток денежных средств на расчетном счете организации для каждого структурного подразделения определяется специальным указанием руководства предприятия в соответствии с условиями ведения бизнеса на предстоящий период.
3. Определяется нормативный (неснижаемый) остаток конечного сальдо.
В любом случае эта позиция для организации в целом не может быть отрицательной. Желательно, чтобы при составлении и утверждении бюджета для структурных подразделений эта позиция также имела положительное значение.
Раздел «ПОСТУПИЛО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» показывает распределение денежных средств из различных источников по периодам их поступления.
Статья «Выручка от реализации товаров, продукции и услуг» отражает порядок оплаты отгруженной продукции. Основная проблема расчета последней по периодам состоит во временном разрыве отгрузки продукции и поступления денежных средств за нее. Поэтому в БДДС выделяются две статьи поступлений:
- за наличный расчет и по предоплате - показывает все поступления денежных средств на расчетный счет одновременно с отгрузкой продукции;
- поступления за отгруженную ранее продукцию - отражает поступления денежных средств от потребителя после получения им продукции.
Здесь необходимо решить две задачи:
1) определить долю стоимости отгружаемой продукции (в процентах), которую можно получить (реально) от потребителя в виде предоплаты или за наличный расчет в тот же период (декада, месяц), в котором эта продукция будет отгружена (по бюджету доходов и расходов);
2) установить срок, когда можно ожидать поступления (желательно полного) оставшихся денежных средств (т.е. определить так называемый период сверки счетов с потребителями).
Если продукция не передана на реализацию, то сверка счетов, как правило, должна проходить ежемесячно. Если продукция передана на реализацию или предоставлен товарный кредит, то срок получения денежных средств составляет 3 месяца. В этом случае сумма месячной выручки от реализации, отраженной в бюджете доходов и расходов, не будет соответствовать месячной выручке от реализации в БДДС, поскольку только одна часть ее поступит в тот же период, а остальная - в один из следующих периодов.
После того как будут определены средняя или наиболее вероятная для бюджетного периода доля предоплаты (в процентах) в сумме выручки от реализации отгруженной продукции и средний срок сверки счетов, данная позиция в БДДС может быть составлена исходя из ранее полученного соответствующего показателя бюджета доходов и расходов в том же периоде.
Таким образом, для определения общей выручки от реализации в БДДС, например за первую декаду месяца, необходимо отдельно рассчитать позицию «За наличный расчет и по предоплате», для чего в начале освоения техники бюджетирования можно сделать следующее:
- взять из бюджета доходов и расходов соответствующее значение выручки от реализации за 1 мес. и разделить ее на три;
|
|
- умножить полученный результат на долю предоплаты и реализации за наличный расчет (обычно берется средняя по итогам прошлых периодов, для которых доступна соответствующая информация). Этот показатель в каждом бизнесе свой.
Далее рассчитывают позицию «Поступления за ранее отгруженную продукцию», для чего определяют месячную выручку от реализации в бюджете доходов и расходов за предшествовавшие расчетному месяцы (месяц), для которых сверка счетов возможна в данный месяц составления БДДС. После этого соответствующий показатель месячной выручки от реализации в бюджете доходов и расходов необходимо умножить на коэффициент (1-К), где К - доля предоплаты и реализации за наличный расчет в соответствующий месяц, взятая из бюджета доходов и расходов. Полученное значение следует разделить на три и проставить в соответствующей статье БДДС «Поступления за отгруженную ранее продукцию» в декады того месяца, для которого осуществляется сверка счетов.
По данной статье БДДС также могут быть отражены зачеты, эмиссия которых не совпала с периодом сверки счетов, или зачет, выпущенный на сумму остатка неоплаченной продукции. Такой зачет должен отражаться по статье «Поступления за отгруженную ранее продукцию» в соответствующий период (т.е. когда такая эмиссия зачета будет осуществлена). Сумма обеих позиций (строк) показывает общую выручку от реализации в БДДС за первую декаду месяца.
Существует и более точный метод распределения выручки от реализации по описанным выше статьям БДДС. Он предполагает построение графика поступлений, который составляется одновременно с бюджетом продаж (является его приложением) и корректируется (как и бюджет продаж) в соответствии с бюджетным регламентом.
Выручка от реализации основных средств (см. табл. 6.2) показывает возможные поступления от реализации части активов компании по их ожидаемой рыночной стоимости на период реализации (если это позволяет сделать действующая нормативная база). Виды реализуемых основных средств, порядок поступления денежных средств, цена реализации и прочие условия определяются руководителями бизнеса и согласовываются с руководителями организации. Эти данные могут быть представлены также в бюджете доходов и расходов по статье «Прочие операционные доходы».
|
|
Заполнение подекадных форм в БДДС по этой позиции имеет свои особенности. Если точно не известна дата поступления на расчетный счет денежных средств от реализации основных средств в первые 2 мес. бюджетного периода, то соответствующее значение данного показателя записывают в последнюю декаду второго месяца.
Авансы, полученные от потребителей, и бюджетные ассигнования определяются в БДДС исходя из возможности реального получения на расчетный счет денежных средств из этих источников в соответствующий бюджетный период. Для этого должны быть проанализированы условия заключенных или предполагаемых договоров, а также проанализирован возможный график получения средств из федерального бюджета по соответствующей программе.
Процесс составления мастер-бюджета БДДС может состоять из следующих шагов (табл. 6.3).
1. Вначале определяется остаток денежных средств на конец периода, непосредственно предшествовавшего бюджетному (конечное сальдо на IV квартал отчетного года), или на начало периода планирования (вступительное сальдо на январь планируемого года) на базе фактических данных за соответствующий период.
2. Затем рассчитывается желаемый (нормативный, административно регулируемый и т.д.) остаток денежных средств на конец каждого периода планирования (размер неснижаемого конечного сальдо по месяцам планируемого года)
3. Наконец, с учетом прогнозируемого движения денежных средств и образования временно свободных денежных средств (их сумма определяется расчетным путем) определяется размер краткосрочных финансовых вложений (в табл. 6.3 - в банковские векселя) по периодам (месяцам планируемого года).
Сумма конечного сальдо и краткосрочных финансовых вложений показывает уровень ликвидности и финансовой устойчивости бизнеса.
Раздел «ИСТОЧНИКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» показывает распределение денежных средств по периодам их поступления. Раздел «Поступления от операций»- отражает порядок оплаты потребителями отгруженной им продукции. В формате БДДС выделяются три статьи;
- «Наличный расчет» и «Предоплата» - показывают режим поступления денежных средств, совпадающих по периодам с отгрузкой продукции;
-«Поступления за отгруженную ранее продукцию» - отражает режим погашения дебиторской задолженности.
Здесь помимо задачи определения процента ожидаемой предоплаты и периода сверки счетов предстоит получить ответ на вопрос о структуре как самих поступлений, так и дебиторской задолженности. Например, распределить все поступления по видам расчета (наличный, безналичный и т.д.), в виде финансовых суррогатов (векселя, взаимозачеты и пр.). Это необходимо сделать для всех статей раздела «Поступления от операций». Так, в формате БДДС может появиться разбивка статьи «Наличный расчет» на так называемый «черный и белый нал», а статьи «Предоплата» - на поступления на расчетный счет, поступления по договору поручения с обслуживающим банком, взаимозачеты, векселя и т.п. Аналогично может быть разделена статья «Поступления за отгруженную ранее продукцию» (см. табл. 6.3).
Для составителей бюджетов организации проблема заключается еще и в том, что никакие инструкции и методические рекомендации специалистов не помогут. И в случае с разбивкой раздела «Поступления от операций» это проявляется наиболее рельефно. Все зависит от специфики бизнеса, от того, какими денежными средствами он оперирует, и от того, какие виды поступлений (по их значимости или важности для организации) хотят отслеживать или отдельно контролировать руководители организации.
Кредиты и займы в БДДС являются, как правило, расчетным показателем, отражающим потребность во внешнем финансировании, если остаток денежных средств на расчетном счете предприятия (конечное сальдо) в какой-либо из периодов становится минусовым или снижается до неприемлемо низкого уровня. Сумма кредита и займа определяется также исходя из запланированной суммы капитальных (первоначальных) затрат организации в бюджетный период (в соответствии с инвестиционным планом). Предварительно в качестве вспомогательного инструмента можно составить проформу (черновой вариант) кредитного плана (с указанием суммы кредита, условий его получения и возврата, периода получения и т.п.). Кредитный план корректируется по мере составления окончательного варианта БДДС и утверждается, как правило, после принятия и утверждения всего БДДС руководителями организации.
Размер денежных средств, поступающих в виде кредитов и займов, определяется также с учетом следующих факторов: возможности получения кредита (кредитный рейтинг организации), действующих процентных ставок по кредиту (в соответствии с политикой Банка России), предпочтительности кредита иным источникам внешнего финансирования. Но главным является все-таки превышение суммы расходов в определенный период над обычной (естественной) суммой расходования денежных средств по операциям.
Подекадные значения рассчитываются или на основе точных данных о возможном поступлении всех сумм, или путем отнесения всей суммы поступлений на последнюю декаду соответствующего месяца.
Инвестиции (см. табл. 6.3) характеризуют объемы финансирования организации или бизнеса акционерами или партнерами. Эти денежные средства могут влиять на изменение величины уставного (акционерного) капитала и перераспределение его долей между собственниками. Если руководители организации планируют такие операции (например, эмиссию акций) на предстоящий период, то это должно быть отражено в формате БДДС. В случае отдельного бизнеса по данной статье могут проходить денежные средства, которые организация направляет на его финансирование за счет реинвестирования прибыли, получаемой от других видов бизнеса. При необходимости данная статья может быть разбита на более детальные.
Дивиденды и полученные проценты (см. табл. 6.1 и 6.2) или поступления от финансовых вложений (см. табл. 6.3) определяются на основе данных о суммах депозитов и других вложений, срок выплаты процентов по которым наступает в соответствующий период БДДС. Обычно эти статьи имеют смысл для организации в целом.
Данный показатель должен соответствовать позиции «Проценты к получению» формы № 2, а также части позиции «Прочие операционные платежи». По этой же позиции могут быть отражены поступления из обслуживающего банка за использование последним временно свободных средств организации, находящихся на ее расчетном счете. Однако если доля таких денежных средств невелика, а сроки поступления чаше всего неопределенны, то данную позицию нецелесообразно учитывать в БДДС.
Прочие поступления (см. табл. 6.1 и 6.2) или прочие внереализационные поступления (см. табл. 6.3) определяются, как и остальные, не указанные выше денежные средства, которые могут поступить на расчетный счет в бюджетный период. Наиболее важные позиции: «Прочие внереализационные доходы» из БДиР, «Учет векселей и инвестиции, поступающие в денежной форме». Порядок их отражения в БДДС может быть аналогичным отражению кредитов и займов. Все инвестиции в виде материальных и нематериальных активов, в другой неденежной форме, а также товарные векселя, которые не подлежат учету в денежной форме, в БДДС не отражаются.
Раздел «НАПРАВЛЕНО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» делится на три основные группы показателей:
- финансирование текущих операций (значения показателей могут быть взяты из бюджета доходов и расходов по статьям прямых затрат и накладных расходов);
- финансирование капитальных (первоначальных) затрат (значения показателей могут быть взяты из соответствующего бюджета);
- финансирование затрат прочих видов (значения показателей могут быть взяты из бюджета доходов и расходов по статьям накладных расходов и использования балансовой прибыли).
Средства на оплату приобретенных товаров и услуг определяются исходя из значений соответствующих показателей в бюджете доходов и расходов. В зависимости от порядка расчетов с поставщиками прямые затраты на закупку товаров, сырья и материалов, а также на оплату услуг на стороне из бюджета доходов и расходов должны отражаться и в БДДС по этим же статьям. Таким образом, в БДДС входят следующие позиции;
-сырье, материалы, товары;
- прочие прямые расходы структурного подразделения;
- накладные расходы структурного подразделения;
-общеорганизационные расходы ПО (АО);
- прочие операционные платежи.
Эти позиции за месяц соответствуют аналогичным позициям прямых затрат из БДиР, управленческих и коммерческих расходов организации, кроме расходов на оплату труда, которые показываются в БДДС отдельно, и прочих операционных расходов из бюджета доходов и расходов за тот же месяц. Значения этих показателей по декадам первых двух месяцев бюджетного периода могут быть определены (в отсутствие точных данных) делением величины показателей за 1 мес. на три.
Еще одной особенностью определения размеров списаний по данной статье БДДС является использование товарных векселей в расчетах с кредиторами. Если в конкретный период предполагается использовать товарный вексель для взаимозачета с поставщиками, то соответствующее значение статьи «Сырье, материалы, товары», взятое из бюджета доходов и расходов (часть прямых затрат), будет уменьшено на сумму векселя. Торгово-закупочные структуры, осуществляющие реализацию на условиях товарного кредита, могут рассчитываться с поставщиками через 1-2 мес. после реализации товаров (если договором не предусмотрена оплата каждой учетной единицы в течение 3-5 банковских дней после перечисления денег конечным потребителем).
При определении средств, подлежащих списанию по статье БДДС «Превышение поставок полуфабрикатов других цехов», необходимо рассчитать величину превышения (положительного сальдо) для отдельного бизнеса и организации в целом. Для этого целесообразно составить график движения запасов и незавершенного производства. Обычно его разрабатывают одновременно с бюджетом запасов (как приложение) и корректируют (как и бюджет запасов) в соответствии с бюджетным регламентом. Позиции, отражающие в БДДС расходы на оплату труда, рассчитываются как сумма соответствующих позиций бюджета доходов и расходов (в прямых затратах и накладных расходах). Поскольку заработная плата (за исключением систем, предусматривающих еженедельные выплаты) выдается один-два раза в месяц, в БДДС это также должно быть отражено (особенно в значениях показателей по декадам первых двух месяцев бюджетного периода).
Позиции, показывающие капитальные (первоначальные) затраты, должны соответствовать плану капитальных (первоначальных) затрат организации на бюджетный период. При централизованно осуществляемых программах технического перевооружения производства данные затраты и соответственно план капитальных (первоначальных) затрат составляется только для предприятия в целом. В бюджете расходов и доходов эти позиции не отражаются.
В разделе «Другие расходы» (см. табл. 6.3) показаны статьи «Проценты к уплате» и «Возврат кредитов» (они заполняются в соответствии с кредитным планом или условиями получения заемных средств), «Дивиденды и расчеты с инвесторами» (в соответствии с планом распределения чистой прибыли или режимом их списания с расчетного счета- ежеквартально или ежегодно), «Банковские векселя» (в соответствии с порядком расчета величины краткосрочных финансовых вложений).
В данном разделе особое место занимает статья «Налоги к уплате», которая может детализироваться по видам налогов (НДС, акцизы, таможенные платежи, налог на имущество, налог на рекламу, налог на прибыль и т.п.) в зависимости от вида деятельности организации. Набор таких статей в формате БДДС должен соответствовать статьям БДиР, а режим (суммы и сроки) налоговых платежей отличаться от начислений, произведенных в БДиР. Платежи осуществляются в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой организации. Для различных (по размеру и отраслевому профилю бизнеса) организаций могут быть установлены разные периоды (ежемесячно, ежеквартально) и условия (например, авансовые платежи по налогу на прибыль) уплаты конкретных налогов. При изменении налогового законодательства Российской Федерации вносятся изменения не только в форматы БДиР и БДДС, но и в режим уплаты налогов.
Таким образом, план действий по разработке формата БДДС должен включать следующее:
1. Определение наиболее важных показателей в качестве целевых для БДДС (размер минимального и максимального конечного сальдо по месяцам или декадам).
2. Установление трех источников денежных средств:
а) от операций (с выделением предоплаты и (или) продажи за наличный расчет, поступлений за отгруженную ранее продукцию);
б) от внешнего финансирования (кредиты и инвестиции);
в) прочие (авансы, поступления от участия в других бизнесах и т.п.).
3. Детализация статей источников денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных (критических) позиций.
4. Распределение использования денежных средств на:
а) оплату текущих расходов (счетов);
б) оплату капитальных (первоначальных) и других инвестиционных затрат;
в) прочие расходы (налоговые платежи, расчеты с инвесторами и т.п.).
5. Детализация статей использования денежных средств каждого вида с выделением наиболее важных (критических) позиций.
Глава 7. Расчетный баланс
Расчетный баланс имеет так же мало общего с бухгалтерским балансом, как и бюджетирование с бухгалтерским учетом.
Расчетный баланс - это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов. Его назначение - показать, как изменится стоимость бизнеса в результате создания и развития данного вида предпринимательства или хозяйственной деятельности организации в течение бюджетного периода. Без расчетного баланса невозможно осуществить все то, что называется полноценным финансовым анализом. В частности, нельзя рассчитать многие финансовые коэффициенты, которые могут быть использованы в качестве целевых показателей для разработки мероприятий по оптимизации финансового состояния предприятия или организации.
При разработке расчетного баланса следует отдавать предпочтение международной методике. Расчетный баланс отличается от бухгалтерского баланса не только форматом, но и назначением. Он составляется на основе данных основных и операционных бюджетов, а не фактической отчетности. Поэтому если в бухгалтерском балансе предполагается скрупулезная точность учета фактических данных, то в расчетном балансе — соотношения между различными показателями разных бюджетов. Бухгалтерский баланс составляется для юридического лица, а расчетный баланс - для отдельно взятого бизнеса.
Расчетный баланс, как и любой бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов - активов и пассивов, которые всегда должны быть равны между собой.
Активы - это различные виды ресурсов (денежные средства, оборудование, приобретенные лицензии, запасы сырья, материалов, готовой продукции и т.п.), а также обязательства потребителей и других лиц, вложенные в данный вид бизнеса или в организацию в целом на определенную дату бюджетного периода.
Пассивы - это обязательства данного бизнеса или организации в целом перед кредиторами, заимодателями, поставщиками сырья, комплектующих и материалов, инвесторами и т.п.
Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства, является собственным капиталом бизнеса или приростом собственного капитала организации в результате реализации бизнес-проекта или деятельности отдельного структурного подразделения в бюджетный период.
Расчетный баланс отличается от бухгалтерского в первую очередь назначением активов и пассивов. В бухгалтерии активы - это имущество, а пассивы - обязательства юридического лица; в бюджетировании активы - ресурсы, которые вложены в бизнес, а пассивы - обязательства, возникшие в процессе его функционирования. Отсюда вытекают отличия в назначении и методике составления расчетного и бухгалтерского балансов. Мы не можем со скрупулезной точностью подсчитать или оценить ресурсы, вложенные в данный бизнес (особенно в перспективе, в прогнозе). А имущество юридического лица, его обособленного филиала мы просто обязаны подсчитать и при необходимости подтвердить документально. При составлении расчетного баланса главное - не документальное подтверждение (в прогнозе это не всегда возможно), а выделение наиболее важных ресурсов, вложенных в данный бизнес (статей активов) и наиболее значимых обязательств, которые образуются в предстоящий период (статьи пассивов).
При составлении расчетного баланса не следует оперировать традиционной системой бухгалтерской отчетности, сложившейся в России. Хотя совпадение данных бюджетирования и бухгалтерского учета не возбраняется. При наличии каких-либо трудностей на это можно не обращать внимания до определенного срока, не говоря уже о «естественных» расхождениях между двумя системами учета. Расчетный баланс составляется на основе бюджета финансовых результатов, бюджета движения денежных средств и входящего в последний бюджет капитальных (первоначальных) вложений (инвестиционного плана), разработанных для данного бюджетного периода.
Поэтому расчетный баланс всегда составляется после разработки двух других основных бюджетных форм - БДиР и БДДС. Подготовленный для бизнеса или структурного подразделения, т.е. самостоятельного юридического лица или обособленного подразделения (филиала), расчетный баланс показывает, насколько увеличится объем (стоимость) ресурсов, которыми он оперирует, в предстоящий бюджетный период. Он демонстрирует динамику стоимости активов, используемых в данном бизнесе для организации, исходя преимущественно из показателей других разделов финансовых планов и капитала, а также средств (денежных, материальных, оборудования, недвижимости и др.).
7.1. Формат расчетного баланса.
Расчетный баланс составляется по укрупненной номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов. Уже в этом проявляется его отличие от формы № 1 установленной бухгалтерской отчетности. Главная особенность формата расчетного баланса, составленного по международным стандартам, - расположение статей активов и пассивов в порядке убывания их ликвидности в отличие от принятого в Российской Федерации, где все обстоит наоборот.
Наиболее типичный формат расчетного баланса, составленного по укрупненной номенклатуре, представлен в табл. 7.1(приложение).
За основу формата расчетного баланса следует принять международный стандарт не только потому, что форма № 1 не пригодна для полноценного финансового анализа. Для перехода от данных бухгалтерского баланса российского образца (форма № 1) к балансу международного образца часто требуется привлечение высококвалифицированных специалистов и аудиторов широкого (в смысле знания правил и процедур, нормативной базы и теории) профиля. Распределение же данных баланса международного образца по статьям формы № 1 не представляет никакой проблемы (ни в методологическом, ни в практическом плане).
Раздел «АКТИВЫ» включает все виды имущества (собственности), которыми располагает предприятие или компания (юридическое лицо), или все ресурсы, вложенные в данный бизнес. В целом они соответствуют сумме разделов I и II формы № 1.
Статьи «Основные средства» и «Нематериальные активы» в основном соответствуют аналогичным позициям формы № 1. В расчетном балансе стоимость этих активов отражается по первоначальной стоимости (на момент приобретения). Статья «Износ по основным и нематериальным активам» в нашем балансе отсутствует. Она представляет собой сумму накопленной амортизации за предшествовавшие периоды по основным средствам и нематериальным активам, отраженным в расчетном балансе по первоначальной стоимости. Статья «Прочие активы и уплаченные авансы» соответствует позиции «Прочие внеоборотные активы».
Разделы «ПАССИВЫ» и «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ» объединяют все виды текущих и долгосрочных обязательств перед кредиторами, поставщиками и собственниками компании. Их величина примерно соотносится с суммой разделов IV, V и VI формы № 1.
Статья «Текущая задолженность» приблизительно соответствует разделу VI формы № 1 «Краткосрочные пассивы» и включает следующие статьи:
• «Краткосрочные долги к уплате» соответствует позиции «Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев».
• «Выплаты по долгосрочным кредитам» - позиции «Прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев».
• «Кредиторы (счета за сырье и пр.)» - некоторым статьям позиции «Кредиторская задолженность», в частности:
- поставщики и подрядчики;
- векселя к оплате;
- по оплате труда;
- по социальному страхованию и обеспечению;
- задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.
• «Проценты по кредитам к уплате» соответствует позиции «Прочие кредиторы».
• «Налоги и платежи в бюджет» - позиции «Задолженность перед бюджетом».
• «Прочие краткосрочные долги» - позиции «Прочие краткосрочные пассивы». При необходимости сюда могут быть включены также статьи «Авансы полученные», «Расчеты по дивидендам», «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления», «Резервы предстоящих расходов и платежей».
Статья «Долгосрочная задолженность» примерно соответствует разделу V формы № 1. Прочие долгосрочные обязательства можно приравнять к позиции «Прочие долгосрочные пассивы».
Раздел «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ» примерно соответствует разделу IV «Капитал и резервы» и по укрупненным (наиболее важным) позициям распределяется на статьи:
• «Уставный фонд» соответствует сумме позиций «Уставный капитал», «Добавочный капитал» и «Резервный капитал».
• «Нераспределенная прибыль» - сумме позиций «Фонды накопления», «Фонд социальной сферы», «Целевое финансирование и поступления», «Нераспределенная прибыль прошлых лет» и «Нераспределенная прибыль отчетного года или периода.
7.2. Особенности технологии составления расчетного баланса.
Расчетный баланс может быть составлен на основе данных БДДС, БДиР и бюджета запасов (незавершенного производства или аналогичных видов бюджетов), а также данных фактического баланса за предшествующие периоды.
Раздел «АКТИВЫ» включают следующие статьи.
«Текущие активы», в том числе:
• «Банк и касса» - значение данной статьи примерно соответствует «Конечному сальдо» из бюджета движения денежных средств на определенную дату (см. в табл. 7.1 и 6.3 конечное сальдо на март планируемого года).
• «Дебиторы» (счета к получению) - образуются в результате превышения выручки от реализации из бюджета доходов и расходов над выручкой от реализации из бюджета движения денежных средств на период составления баланса или как строка «Поступления за отгруженную ранее продукцию» из БДДС на период, следующий за датой составления баланса.
• «Материальные запасы» - составляют сумму запасов готовой продукции и запасов сырья, комплектующих, а также незавершенного производства (образуются как разница между стоимостью произведенной, но не нашедшей потребителя продукции, и стоимостью изменения запасов сырья, как разница между соответствующими статьями бюджета доходов и расходов и БДДС; если расходы по статье «Товары и материалы» в БДДС больше, чем в бюджете доходов и расходов, то запасы в расчетном балансе возрастают, если наоборот, то уменьшаются).
«Основные средства» - стоимость основных средств (машин, оборудования, зданий и сооружений), которые предполагается иметь в новом бизнесе (по их первоначальной стоимости). Эти данные берутся из плана капитальных затрат или БДДС с учетом тех активов, которые учредители организации вносят в новый бизнес в неденежной форме (например, взнос в новый бизнес в виде зданий, части оборудования и т.п.).
«Нематериальные активы» - это стоимость торговых марок (брэндов), лицензий, результатов НИОКР, ноу-хау, прав аренды, которыми будет располагать новый бизнес. Они также отражаются в ПКЗ или БДДС и в расчетный баланс вводятся, как и основные средства, по первоначальной стоимости. В табл. 7.1 эти расходы приводятся по факту на конец отчетного года.
В отличие от бухгалтерского баланса в расчетном балансе нематериальные активы отражаются по их первоначальной стоимости, а не в установленном законом порядке списания соответствующих затрат на себестоимость. Например, расходы на PR-акции в бухгалтерском учете скорее всего будут отнесены на себестоимость в полном объеме, а при определенных условиях они могут окупиться не раньше чем через один год. Следовательно, с точки зрения планирования и оценки финансовых результатов конкретного бизнеса было бы целесообразно показать их по статье «Амортизация».
«Износ по основным средствам и нематериальным активам» в расчетном балансе учитывается со знаком «минус» и показывает сумму накопленной на конец соответствующего периода амортизации.
Если из первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов вычесть стоимость износа по основным средствам и нематериальным активам (сумму накопленной амортизации по БДиР), то образуется так называемая балансовая стоимость этих активов, которая приводится в расчетном балансе.
«Прочие» активы и уплаченные авансы» - это все нетекущие активы, которые не были отражены в вышеприведенных статьях.
Если сложить все статьи активов (сумму амортизации со знаком «минус»), то получится раздел «Активы». По условиям балансового равенства этот раздел обязательно должен быть равен разделу «Пассивы» другой части расчетного баланса.
Раздел «ПАССИВЫ» включает следующие статьи:
«Текущая задолженность», в том числе:
• «Краткосрочные долги к уплате» - предстоящие в течение следующего периода выплаты краткосрочных займов и ссуд (определяются в соответствии со сформулированными в ПКЗ заявками на внешнее финансирование и прочими источниками денежных средств из БДДС);
• «Выплаты по долгосрочным кредитам» - это те суммы, которые планируется выплачивать заимодателю в соответствии с условиями погашения займа и соответствующими разделами БДДС;
• «Кредиторы» (счета за сырье и пр.) - задолженность поставщикам за сырье и материалы (образуется как разница между соответствующими разделами плана финансовых результатов и БДДС). Если стоимость сырья и материалов, отражаемая по статье «Товары и материалы» в бюджете доходов и расходов, больше, чем в БДДС, то либо в разделе активов расчетного баланса должна быть списана часть запасов (если таковые есть), либо по статье «Кредиторы» раздела пассивов должна быть увеличена сумма задолженности;
• «Проценты по кредитам к уплате» - сумма процентов по кратко- и долгосрочным кредитам за соответствующий период (сумму процентов лучше взять из соответствующей статьи БДДС);
• «Налоги и платежи в бюджет» - это те налоги и платежи в бюджет, которые (в соответствии с БДДС) необходимо уплатить в следующем за датой составления баланса бюджетном периоде.
«Долгосрочная задолженность» - общая сумма долгосрочной задолженности (обычно по займам и кредитам на срок более одного года) за вычетом той задолженности, которая отражена в статье «Выплаты по долгосрочным кредитам» раздела пассивов расчетного баланса.
«Прочие долгосрочные обязательства» - это все пассивы, которые не были отражены в вышеприведенных статьях.
Если из раздела «Активы» вычесть сумму всех перечисленных выше статей раздела «Пассивы», то получится раздел «Собственный капитал», который показывает разницу между стоимостью того, чем владеет бизнес (ЦФО), и стоимостью его обязательств.
Раздел «СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ» включает следующие статьи.
«Уставный фонд» (акционерный капитал) - определяется в соответствии с заявленным уставным капиталом вновь создаваемой фирмы или той части капитала нового бизнеса, которую планирует вложить в новый бизнес уже существующее предприятие. Если ресурсы (средства) на пополнение уставного капитала вносятся в денежной форме, то эти суммы отражаются в БДДС, если не в денежной, то только в расчетном балансе.
«Нераспределенная (или накопленная) прибыль» - эта та часть чистой прибыли, которая в различной, форме используется в новом бизнесе и показывает, насколько со временем увеличивается единица вложений (инвестиций) в бюджетный период. В расчетном балансе данная позиция может иметь минусовое значение (это означает, что бизнес «проедает» уставный капитал).
При необходимости отдельные статьи расчетного баланса могут быть детализированы (см.табл. 7.1). Например, в составе текущих активов могут быть выделены «Краткосрочные финансовые вложения» как один из наиболее ликвидных ресурсов бизнеса, если таковые имеются. Дебиторская задолженность может быть разбита по видам потребителей, формам поступлений и т.п. Это стоит делать тогда, когда отдельные виды дебиторской задолженности должны жестко контролироваться.
В разделе «Пассивы» кредиторская задолженность может быть сгруппирована по видам кредиторов и формам образования задолженности. Детализация статей расчетного баланса осуществляется для каждой организации индивидуально, исходя из условий ведения ее бизнеса.
Одно из назначений расчетного баланса состоит в том, что на основе его данных можно рассчитать большинство финансовых коэффициентов, необходимых не только для оценки финансового положения организации или ее отдельных бизнесов, но и прежде всего для управления ее финансовым положением.
Финансовые коэффициенты, применяемые в финансовом планировании, обеспечивают высшее руководство предприятия или организации информацией о финансовом состоянии того или иного бизнеса, финансовой привлекательности того или иного бизнес-проекта, направления хозяйственной деятельности (бизнеса), а также демонстрируют прогнозируемое финансовое положение организации в целом за истекший период и на предстоящий бюджетный период. При этом могут быть использованы как временной, так и сравнительный анализ финансовой информации.