Статья | Всего |
Постоянные расходы | 507 872 |
В том числе: прямые трудовые накладные общепроизводственные | 137 408 |
236 384 | |
накладные коммерческие затраты | 41 120 |
накладные административные затраты | 92 960 |
Прибыль от продажи внеоборотного актива | |
Чистая прибыль до налогообложения |
1. Выручка не зависит от способа калькулирования.
2. Производственные затраты рассчитаны как сумма произведений плановых объемов продаж (из бюджета продаж) по видам продукции на нормативные затраты материалов и упаковки (из нормативной спецификации, см. п. 4.4), поскольку только они являются переменными.
3. Накладные коммерческие расходы (постоянные) рассчитаны как разность полной величины коммерческих расходов и комиссионного вознаграждения агентам, являющегося переменными затратами: 65 108 - 24 488 = = 41 120.
4. Накладные административные расходы не содержат переменных составляющих, поэтому их величины совпадают при обоих способах калькулирования.
Полученный финансовый результат за период оказался положительным. То, что прибыль, исчисленная по переменным затратам, в данном случае выше, чем при калькулировании по полным.. Таким образом получается, что калькулирование по переменным затратам действительно лучше отражает связь объемов реализации и затрат текущего периода.
Положительный финансовый результат, выявленный в бюджетном отчете о прибылях и убытках, может создать у руководителя иллюзию наличия «дополнительных» денег, тогда как бюджет движения денежных средств, наоборот, указывает на уменьшение их остатков.
Бюджетная балансовая стоимость запасов сырья и материалов.
Статья | Глина | Глазурь | Упаковка, коробки | Всего | |||||
для ваз | для сервизов | ||||||||
Конечные остатки, нат. ед. Нормативная цена, руб. за ед. Балансовая стоимость, руб. | 1600 кг 16 000 | 500 л 20 000 | 3 1 200 | 2 700 | 39 900 | ||||
Бюджетная балансовая стоимость запасов готовой продукции. | |||||||||
Статья | Миска | Блюдо | Ваза | Сервиз | Всего | ||||
Остатки на конец, ед. Производственная себестоимость, руб. Балансовая стоимость, руб. | 22,16 4 432 | 65,76 6 576 | 115,66 9 252 | 12 250 | 32 510 | ||||
3. Объем продаж за последние два месяца составил 2-612 200 = = 1 224 400 руб.
Из них 20 % - продажи за наличный расчет, следовательно, на 30 июля неоплаченными окажутся продажи в кредит последних двух месяцев (отсрочки - 60 дней). Это составит величину дебиторской задолженности на конец июля в 1 224 400 • 80 % = = 979 520 руб.
4. Все материалы и упаковка закупаются в кредит с отсрочками в 30 дней. Это составит величину кредиторской задолженности на конец июля в размере объема закупок за этот месяц (см. бюджет закупок): 34 990 + 30 640 + 2850 + 5580 = 74 060 руб.
После всего этого, зная также величины внеоборотных активов и собственного капитала, можно приступить к составлению бюджетного баланса. При этом потребность в дополнительном привлечении финансовых ресурсов можно рассматривать как балансиру- ющую статью и рассчитать из базового балансового уравнения:
Активы - Собственный Капитал - Кредиторская Задолженность =
= Потребность во внешнем финансировании.
Бюджетный баланс из всех форм бюджетных документов наименее полезен с точки зрения принятия оперативных управленческих решений. Этот документ представляет собой предполагаемую картину имущественного и финансового состояния компании на конец бюджетного периода и, обладая всеми свойствами настоящего баланса, не дает никакой информации ни о процессе достижения такого состояния, ни о его соответствии целям организации. Может быть, поэтому реальные компании редко занимаются разработкой такого рода документов, завершая процесс бюджетирования бюджетом движения денежных средств или, реже, бюджетным отчетом о прибылях и убытках.
Мы рассмотрели пример полной системы бюджетов производственной организации. Не обязательно именно так строить процесс бюджетирования абсолютно всем организациям: например, малым предприятиям в большинстве случаев для достижения своих краткосрочных целей достаточно одного бюджета движения денежных средств. В организациях матричной формы следует разрабатывать специальные формы проектного бюджетирования, поскольку функциональные бюджеты не будут здесь столь полезны, как в линейно-функциональных структурах. В любом случае, определяя состав системы бюджетов своей организации, руководствоваться необходимо принципом экономичности: польза от функционирования этой системы должна превышать затраты на ее внедрение и поддержание в актуальном состоянии.