Несмотря на то что на сегодняшний день в зарубежной и отечественной психологии уже накоплен значительный арсенал методик, практические психологи все еще испытывают острую потребность в средствах диагностики детско-родительских отношений «на полюсе родителя». Принцип стереоскопичности диагноза как один из важнейших принципов психологического консультирования применительно к изучению детско-родительских отношений означает, что эти отношения должны быть представлены как с позиции ребенка, так и с позиции каждого из родителей [Лидере А. Г., 1991]. Методика «Родительское сочинение» предоставляет превосходную возможность увидеть эти отношения глазами родителя.
Методика «Родительское сочинение» представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Хотя указанная методика достаточно часто используется в практике семейного и возрастно-психологического консультирования [Спиваковская А. С, 1988; Захаров А. И., 2000; и др.], ее более широкому распространению препятствует Недостаточная разработанность основных параметров контент-анализа родительского сочинения. Проективный характер методики требует от пользователя высокой профессиональной культуры квалификации при интерпретации полученных данных.
|
|
Е.И.Захарова и О.А.Карабанова попытались систематизировать и обобщить основные параметры психологического анализа родительского сочинения и выделить схему составления психологического заключения по результатам проективной методики. Предложенная схема анализа разработана с опорой на уже имеющиеся техники подобной интерпретации и обобщает собственный опыт использования автором данных проективного родительского сочинения в практике консультирования родителей по вопросам развития и воспитания детей.
Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следующие задачи:
1) выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;
2) собрать дополнительную анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;
3) получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.
|
|
Огромным достоинством методики «Родительское сочинение» является ее значительный коррекционный потенциал. Материалы сочинений — первый шаг в рефлексии родителем проблем воспитания ребенка, в их осознании и понимании, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя, что обеспечивает более высокую эффективность программы психологической коррекции, учитывающей особенности родителя при выборе стратегии и тактики реализации системы психолого-педагогических рекомендаций, при определении формы и характера работы с родителями.