Государство как организация имеет ряд особенностей. Рассмотрим наиболее характерные из них.
Стратегической идеологией государства в его деятельности должна выступать национальная идея. Чрезвычайно часто бывают случаи, когда признанной национальной идеи ни в обществе, ни в государстве нет. В этом случае идеологией государства выступают цели, ценности и желания политической и экономической элиты, иногда олигархической элиты. Тем не менее, рано или поздно необходимость наличия всеобъемлющей национальной идеи становится ощутимой в любом государстве.
Миссией государства как организации могут выступать различные варианты предназначений. Нам представляется наиболее актуальным следующая формулировка: «Миссия современного государства - это обеспечение высоко уровня и качества жизни граждан, а также развития общества».
Главной целью современного государства можно считать создание и функционирование эффективной, бесперебойно работающей, адаптивной и адекватной решаемым проблемам системы обеспечения реализации потребностей и интересов граждан и общества.
|
|
Исходя из обозначенных миссии и главной цели государства необходимо формулировать иные, в том числе стратегические, цели государства. Здесь можно отметить следующий ряд целевых ориентиров (табл. 9.1) [14].
Таблица 9.1
Основные стратегические цели государства
Наименование стратегических целей | Основное содержание стратегических целей |
Цель обеспечения безопасности страны и населения | Состояние и результаты управленческой деятельности по созданию безопасных условий для развития страны, общества, человека и включает в себя как необходимость защиты государственного суверенитета, так и обеспечение экономического развития как фактора национальной безопасности |
Цель жизнеобеспечения | Создание всевозможных условий для эффективной жизнедеятельности человека и развития государства. Жизнеобеспечение включает в себя как материальную сторону условий, так и духовную, экологическую и др. Важной составляющей данной цели государства является обеспечение государственного управления, то есть создание благоприятных условий для государственной управленческой деятельности |
Продолжение табл. 9.1
Цель воспроизводства и использования ресурсов | Создание условий для жизни и деятельности следующих поколений граждан России. Государство в этом случае должно преследовать цели сохранения и воспроизводства ресурсов (природных, человеческих, финансовых и др.) |
Цель развития производственного аппарата и технологий | Комплекс целевых ориентиров, обозначающих необходимость развития отраслей народного хозяйства с применением информационных технологий, достижений науки и техники, энергосбережения и др. |
Цель интеллектуального развития и культуры | Подцели и задачи, призванные обеспечить развитие науки, образования, культуры, что во многом является основой экономического роста и социального развития современной России |
Цель создания условий для устойчивого экономического роста | Создания условий для устойчивого экономического роста является ориентиром для управления экономикой России. Данная цель включает в себя и привлечение инвестиционных ресурсов, и оптимизацию бюджетно-налоговой системы, и решение проблемы природной ренты, когда доходы с нее используются без учетов интересов общества |
Миссия, цели и стратегии государства предопределяют еще состав и содержание разнообразных государственных функций (управленческих, политических и иных).
|
|
Административные функции государства (направления реализации регламентирующей деятельности) проявляются в следующем:
- функции принятия нормативных правовых актов,
- функции контроля и надзора,
- правоприменительные функции,
- функции по управлению государственным имуществом,
- функции по оказанию государственных услуг. Политические функции государства реализуются в следующих
аспектах:
- представительная функций (представление интересов общества, социальных групп и индивидов),
- защитная функция (реализация защиты интересов и ценностей общества, социальных групп и индивидов),
- функция арбитра (разрешение конфликтов и создание равных условий для политической деятельности),
- функция носителя государственной власти,
объединительная функция (политическое объединение общества), - историческая функция (обеспечение развития общества и
продолжения традиций) и др.
С реализацией функций неразрывно связана структуризация в организации. Для государства, как для сложнейшей социальной организации, характерна и производственная, и продуктовая, и региональная, и функциональная, и организационная структуризация.
Организационная структура государства представлена разделением властей по вертикали (федеральная, региональная, местная) и горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная). В свою очередь, например, федеральная исполнительная власть (органы власти) структуризируется по разным основаниям, в том числе по типам федеральных органов исполнительной власти, среди которых выделяется федеральное правительство, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Необходимо также отметить, что государство является одной из форм политической организации общества с проявлением институционального (органы власти), структурно-функционального (направления деятельности и внутренняя дифференциация) и элитарного (наличие политических, экономических и иных элит) содержания. Политическая организация общества имеет следующие направления:
- политическая социализация членов общества, то есть приобщение их к политической деятельности;
- определение целей, задач, путей развития общества, разработка конкретных программ его функционирования и организации работы по выполнению поставленных целей;
- определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей, групп и слоев;
- гармонизация, согласование интересов государственных органов, социальных общностей и индивидов;
- духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания или манипулирование им;
- укрепление существующего конституционного и общественно-политического строя;
- нормо- и законотворчество [3, с.318].
|
|
Одной из важнейших характеристик государства как организации является его политический режим.
Известный специалист в области политического управления Морис Дюверже определял политический режим как характер и способ образования высших органов власти и управления, участия в этом процессе политических партий и групп давления [8], то есть политическим режимом можно считать способ и формы осуществления государственной власти [3, с.322].
В основе классификации политических режимов могут быть представлены следующие критерии: реальное выражение плюрализма интересов, многопартийность, наличие оппозиции, принцип и характер разделения властей, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, методы властвования, уровень политических свобод, характер выборов, тип политической культуры и др. [3, с.323].
По этим критериям выделяют три основных типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Самая краткая характеристика демократического политического режима - полная возможность политического выбора, авторитарного - ограниченный, частичный политический выбор, тоталитарного - отсутствие выбора, тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества и т.д. [3, с.323].