Результаты предыдущих театрально -экспериментальных и психодраматических исследований побудили Морено разграничить обсервационный катарсис как общеизвестную форму катарсиса, и акциональный катарсис который, во всяком случае в нашей культурной среде в качестве катарсиса осознанно не рассматривается. К такому психодраматическому рассмотрению психокатарсиса ведут, как пишет Морено, два пути:
«Один путь ведет от греческой драмы к современной узаконенной драме и вместе с тем к универсальному признанию аристотелевского понятия катарсиса Другой путь идет от религий Востока. В этих религиях святой, чтобы стать Спасителем, должен действовать, то есть осуществить идеал религии в своей жизни. В греческой же драме духовное очищение являлось процессом, происходящим в зрителе, «пассивным катарсисам». В религиозном переживании процесс очищения происходит в самом индивиде, его собственная жизнь становится всеобщей драмой. Это «активный катарсис». В греческой драме процесс осуществления изображается на сцене в символической фигуре. Актёр не идентифицируется с героем, он его просто играет. В религиозном протагонисте процесс происходит субъективно, то есть в живой персоне того, кто стремится к катарсису. Пассивный и активный или эстетический и этический катарсисы здесь противопоставлены друг другу. Из Древней Греции мы сохранили драму и сцену, тогда как от Ближнего Востока переняли принцип осуществления катарсиса в самом конкретном человеке" (93).
Согласно мореновскому анализу катарсиса, катарсис психодрамы — это прежде всего акциональный катарсис актеров. Обсервационный катарсис зрителей — это эффект психодрамы, желаемый, так сказать, лишь во вторую очередь. Морено подчеркивает, что при акциональном катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе Personae dramatis \Драматическая маска {лат.) — Прим. ред.\ в рамках заранее подготовленного представления, а о катарсисе спонтанного протагониста в психодраме его жизни, в которой он в спонтанном действии сам порождает Personae dramatis иодновременно освобождается из ее плена.
Если акционально-катартический процесс в психодраме вызывается интеракциями в ходе общения, то управляется он спонтанными мыслями протагониста, которые регулируются ведущим психодрамы. Этот процесс экзистенциально сопереживается и до известной степени разделяется всей группой.