Теория прибавочной стоимости

Классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо выдвинули тео­рию прибавочной стоимости, которую наи­более полно развил К. Маркс в «Капитале». Существо этой теории можно представить в следующих положениях.

Первое. Новую стоимость своим трудом создают наемные ра­ботники. Эта стоимость частично достается работникам в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал:

«Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама… на две части, из которых одна идет на оплату их заработной пла­ты, а другая — на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».

Второе. Рабочий день наемного труженика делится на две ча­сти. Сначала он затрачивает необходимый труд, идущий на со­держание его самого и семьи: создает эквивалент его заработной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которого производит прибавочную стоимость.

Третье. Деление новой стоимости на две известные доли вы­зывает противоположность экономических интересов наемных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов одних проис­ходит за счет уменьшения заработков других.

Д. Рикардо сформулировал закон, согласно которому величи­ны заработной платы и прибыли находятся в обратной пропорци­ональной зависимости. Он пришел к заключению:

«Какая доля продукта уплачивается в форме заработной платы — вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли, ибо нужно сейчас же заметить, что последняя будет высока или низка в той же самой пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата».

Теория прибавочной стоимости не противоречит очевидному факту: новая добавленная стоимость делится на две части — за­работную плату работников и валовую прибыль (прибавочную стоимость). Но эта теория не соответствует сейчас многим усло­виям постиндустриальной экономики. Так, валовая прибыль на акционерных предприятиях достается не какому-то одному част­ному собственнику, а всем акционерам, в том числе рабочим, име­ющим акции. С возникновением государственного сектора эко­номики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в виде государственных налогов. Последние идут на удовлетво­рение разнообразных совместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитие науки, социальные нужды и т.п.).

В высокоразвитых индустриальных странах возникла устой­чивая тенденция к повышению жизненного уровня основной мас­сы населения. Это устраняет былое острое противоречие между богатством немногих и бедностью большинства людей.

Теория предельной полезности, как альтернативная концепция по отношению к марксистскому подходу, вводит понятия ценности и полезности для описания процесса ценообразования.

Ценность является меновой стоимостью товара, но не всякая полезная вещь, согласно данной теории, обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Таким образом, ценность характеризует отношение человека к вещи, а не отношение людей по поводу вещей. Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую она ему приносит полезность. Полезность определяется, во-первых, способностью товара или услуги удовлетворять потребность человека; во-вторых, удовлетворением или удовольствием, которое человек получает от потребления товара или услуги; в-третьих, полезность является субъективным свойством товара.

Согласно теории предельной полезности, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель с точки зрения конечного его потребления.

Закон убывающей предельной полезности – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы. (По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.)

Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.

Также данный закон обычно носит название первого закона Госсена, в честь немецкого экономиста Германа Госсена, который впервые выдвинул идею о сокращении предельной полезности.

Общая полезность(рис.1)

Предельная полезность

На представленных графиках показано изменение общей и предельной полезности.

Количество потребляемого блага Общая полезность Предельная полезность
  0,4  
  0,7  
  1,0  
  1,5  

8.

Экономику товарного производства регулирует особая совокупность экономических законов, в частности закон стоимости, законы спроса и предложения, денежного обращения и др. Многие законы действуют в товарном производстве косвенно и только несколько из них регулируют товарный обмен непосредственными.

Закон стоимости — это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общественно необходимыми затратами труда.

Закон стоимости обусловливает не только определенное соотношение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это обстоятельство весьма существенно для регулирования общественного производства с помощью закона стоимости.

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу.

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Характеристиками спроса являются:

· объем спроса, отражающий количество товаров или услуг, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени

· цена спроса, определяющая максимальный уровень цены, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров или услуг

ЗАКОН СПРОСА: При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, - между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).

2. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.

3. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.

4. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

фАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:

Существует две группы факторов: ценовые и не ценовые.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

1. Цены на товары

2. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары)
Не ценовые факторы влияющие на спрос:

1. Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.

2. Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.

3. Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.

4. Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

Предложение показывает, какое количество товаров будет предложено к продаже по разным ценам

Характеристиками предложения являются:

· объем предложения, отражающий количество товаров или услуг, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени

· цена предложения, определяющая минимальный уровень цены, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров или услуг

Закон предложения: При прочих равных условиях, т.е. если ресурсы есть в достаточных количествах и нет перепроизводства товаров, то между ценой и предложением существует прямая зависимость, т.е. если цена растёт то и предложение увеличивается, а если цена уменьшается то и предложение сокращается.

Следствия из закона предложения:

1. С ростом цен предприниматели получают дополнительные доходы, что создаёт стимулы и даёт возможности для расширения производства.

2. С ростом цен в отрасль по производству данного товара могут войти другие производители имеющие более высокие издержки, что создаёт предпосылки для усиления конкуренции на рынке.

На рыночное предложение влияют ценовые и не ценовые факторы.

Ценовые факторы влияющие на предложение:

1. Цена на товар

2. Цены на ресурсы

3. Цены на сопряжённые товары

Не ценовые факторы влияющие на предложение:

1. Совершенствование техники и технологии — применение современной техники и высоких технологий приводит к росту производительности труда, что увеличивает предложение.

2. Налоги и дотации — если в стране велик уровень налогообложения, то производители получают меньший доход и сокращают предложение. Если правительство предоставляет производителям дотации, то они увеличивают предложение товаров.

3. Количество производителей на рынке — чем больше производителей данного товара, тем шире его предложение.

4. Ожидание производителей роста цен — если производители ожидают роста цен на свою продукцию, то они придерживают её на складе и возобновляют её отгрузку как только цены выросли.

Анализ кривых спроса и предложения показывает, что кривая спроса убывает при уменьшении цены, а кривая предложения возрастает при увеличении цены. Поэтому если эти два графика совместить, как это показано на рисунке, то всегда найдется точка А, в которой две указанные кривые пересекаются. Эта точка называется точкой рыночного равнове­сия. Этой точке соответствует цена единицы товара, при кото­рой количество предлагаемого к продаже в данное время товара совпадает с объемом товара, необходимого для удовлетворения нужд покупателей.

Анализируя рисунок, можно сделать следующие выводы:

· рост спроса при неизменном предложении вызывает рост цен;

· рост предложения при постоянном спросе, как правило, вызывает снижение цен и позволяет увеличить объем продаж.

Равновесная цена (цена равновесия) (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и пред­ложение.

Излишек потребителя (Consumer’s surplus) — это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (P 1), и той суммой, которую он реально уплатил (P).

Излишек потребителя представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка.

По словам А. Маршалла:

Излишек потребителя — это избыток цены, которую потребитель готов был заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

На графике показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный потребительский излишек представлен заштрихованной площадью PEP1.

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Излишек производителя (Producer’s surplus) — это разница между рыночной ценой (P 1) и предельными издержками выпускаемой продукции, показывающие минимальную цену (P 0) при которой фирма еще производила бы каждую дополнительную единицу продукции.

 

В экономической науке сложились два диаметрально противоположные подходы по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, базирующийся на трудовой теории стоимости, согласно которой каждый товар имеет «стоимость» и «цену». Стоимость — это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда на его производство, т.е. затраты, соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Денежное же выражение стоимости единицы товара представляет собой его цену, т.е. стоимость есть объективная основа цены. Вместе с тем, рыночная цена отдельного товара под воздействием объективных и субъективных причин может отклоняться от его стоимости.

В противовес данной концепции представители теории предельной полезности (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др.) считали, что ценность (стоимость) товара не может быть объективно присуща ему, а является субъективной категорией, поскольку каждый товар имеет ценность лишь для его покупателя. Поэтому рыночная цена зависит не от затрат производителя, а от оценки предельной, т.е. наименьшей полезности последней единицы потребленного блага. В этом случае цена освобождается от стоимости и становится самостоятельной (внестоимостной), величиной.

функции цены:

учетно-контрольная — с помощью цен измеряется себестоимость продукции, объем производства предприятия, фирмы, результаты деятельности национальной экономики (ВВП, ВНД и т.д.);

распределительная — с помощью цен происходит распределение ресурсов и доходов между субъектами хозяйствования;

стимулирующая — цена должна стимулировать улучшение качества и ассортимента продукции, наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное формирование спроса и т.п.;

уравновешивающая — цене объективно присуща роль регулирования (уравновешивания) соотношения спроса и предложения;

информационная — в цене содержится информация о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах, ориентирующая действия покупателей и продавцов на рынке.

Все цены можно свести к трем основным видам:

- государственные, которые устанавливаются на продукцию предприятий – монополистов, базовые ресурсы, социально значимые товары. Они могут быть фиксированными, т.е. твердо устанавливаемыми правительством, и регулируемыми, т.е. учитывающими изменения экономической конъюнктуры. Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допустимого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

- свободные рыночные, или договорные цены.

Эластичность — мера реакции спроса илипредложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

Эластичность предложения показывает на сколько процентов изменится предложение при росте цены на 1%.

коэф. эластич. предлож. = %изм_предл / %изм_цены

Например цена выросла на 10%, тогда возможны три случая:

Кэл.предл.<1, следовательно предложение не эластично.

Кэл.предл. = 1, следовательно имеем единичную эластичность.

Кэл.предл.>1, следовательно предложение на данный товар эластично.

Факторы влияющие на эластичность предложения:

1. Фактор времени — основной фактор. Чем больше времени у производителей для переналадки производства, тем выше предложение.

2. Чем выше уровень загрузки производственных мощностей, тем выше предложение товаров.

3. Уровень издержек сложившихся в отрасли. Если издержки предприятия ниже чем среднеотраслевые, то оно может расширять предложение.

4. Наличие внутренних ресурсов. Если они есть, то предприятие имеет возможность увеличить объём производства.

эластичность спроса определяется чувствительно­стью покупателей к изменению цены на соответствующий товар. Она характеризуется коэффициентом эластичности, который вычисляется по формуле:

· Эс = (Р2 — Р1 / Р1 + Р2): (С2 — С1 / С1 + С2)

,где P1 — величина спроса при исходной цене; Р2 — вели­чина спроса при новой цене; С1 — исходная цена; С2 — новая цена.

Если коэффициент эластичности Эс >1, т. е. если небольшое изменение цены приводит к существенному уменьшению спроса, то говорят, что спрос эластичен.

В том случае, когда небольшое изменение цены практически не оказывает влияния на изменение спроса, говорят, что спрос не эластичен. Чтобы более точно определить, является спрос на товар эла­стичным или нет, обычно анализируют изменения дохода от реализации товара. Если с ростом цен этот показатель падает, спрос принято считать эластичным. В случае, когда изменение цены не оказывает существенного влияния на изменение дохода фирмы, принято считать, что спрос неэластичен.

Спрос на товары повседневного потребления (соль, хлеб, са­хар, молоко, телефонную связь, электричество) в основном не­эластичен. Более эластичен спрос на товары длительного поль­зования (компьютеры, мебель, телевизоры).

Знание коэффициента эластичности необходимо для реше­ния многих практических задач. Используя такой коэффициент, в каждом конкретном случае можно более гибко оперировать с ценами, постоянно добиваясь увеличения прибыли от продажи товаров.

2.1

Финансы (finance) — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим. Так, например, оценивая возможности для основания своего ресторана, вам надо будет максимально точно оценить все затраты (на обустройство помещения и покупку кухонных плит, столов, стульев и даже маленьких бумажных зонтиков для украшения экзотических напитков, словом для приобретения всего необходимого оборудования) и неопределенные выгоды (т.е. вашу будущую прибыль), которые вы рассчитываете получить спустя несколько лет. Финансы в широком смысле слова представляют собой систе­му экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соот­ветствии с присущими им функциями.

В отечественной теории финансов существует множество сокращен­ных и расширенных определений финансов. Зарубежные теории также исследуют финансы с разных точек зрения, не приходя к единому тол­кованию понятия и их сущности. Попытки сформулировать понятие и сущность финансов предпринимали такие классики экономической на­уки, как Г. Юсти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, К. Г. Рау, В. Петти, К. Т. Эеберг, Дж. М. Кейнс, Р. Кан, П. Самуэльсон, Ф. Тэйлор, А. Хан­сен, Дж. Р. Хикс и др.; российские ученые: М. Бир­ман, Э. А. Вознесенский, А. Г. Зверев и др.; современные ученые- экономисты Б. М. Сабанти, А. Ю. Казак, М. В. Романовский, JI. А. Дробозина, JI. П. Павлова, В. К и др.

Финансы являются исторической экономической категорией, отра­жающей отношения товарно-денежного хозяйства, которая прошла дол­гий путь развития и трансформации. Каждая эпоха внесла определен­ные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в систему управления ими. Исто­рический характер финансов как экономической категории свидетель­ствует и о том, что ее основные сущностные характеристики не изменя­ются и не должны изменяться с развитием мирового хозяйства. Терминологическая же путаница в отечественной и зарубежной эконо­мической литературе не должна стать тормозом в обособлении финан­сов как экономической категории в составе общей системы денежных отношений.

Для определения сущности финансов прежде всего необходимо вы­делить отличительные признаки финансов по сравнению с деньгами как экономической категорией, выражающей определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, имеющие стоимостную оценку и не имею­щие ее. Совокупность денежных отношений представляет собой опре­деленную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимоза­висимы и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Финансы выражают систему экономических денежных и нату­ральных отношений, имеющих стоимостную оценку, между различ­ными субъектами хозяйствования.

В отечественной экономической литературе различают денежные отношения, связанные с процессом воспроизводства совокупного об­щественного продукта, и денежные отношения, связанные с существо­ванием органов государственного управления.

Вне зависимости от наличия государства воспроизводственный про­цесс невозможно осуществить без регулярных возмещений стоимости израсходованных ресурсов и средств производства (С), без расчетов по оплате труда за израсходованные трудовые ресурсы (V) и без получения прибыли (М). Таким образом, первичное распределение стоимости со­вокупного общественного продукта общества всегда осуществляется без участия государства, на основе и в соответствии с действием объектив­ных экономических законов общественного развития. Экономические категории, используемые в этом процессе, - деньги, цена, заработная плата, прибыль, доход и другие.

Финансы как система экономических денежных отношений фор­мируют и опосредуют формирование и использование централизо­ванных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Под содержанием аккумулирующей функции финансов понимается способ­ность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения совокупного общественного продукта. Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способ­ствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта.

Во второй функции через организацию финансов общегосударствен­ный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для рационального выполнения госу­дарством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности. Так, например, в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

Контрольная функция реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государ­ственному. Так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. Кон­кретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других го­сударственных органов, реализующих на практике финансовую поли­тику государства.

Финансовая системаэто совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Эта система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансово-консультационные компании), и органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений. Одним из важнейших вопросов финансов является изучение закономерностей эволюции финансовой системы.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя раз­личные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся госу­дарственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из сово­купности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и инсти­тутов.

2.2

Действительно, с одной стороны, бюджет является основным зве­ном системы финансов как экономическая категория. С другой сторо­ны, бюджет является конкретным проявлением управленческой деятель­ности звеном финансовой системы в формах: консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно - форму практического использования финансовых отношений в форме законо­дательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет - это одновременно и экономическая категория, и со­вокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджет­ный) фонд.

Тесная взаимообусловленность бюджета и государства предоп­ределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом в общей совокупности финансовых отношений, и ограничивает их использование. Поэтому их называют бюджетными отношениями и этим они специфичны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: