Классификация издержек производства в современной экономической литературе и в практике бухгалтерского учёта.
I. C позиции социально экономических отношений.
а. Издержки общества ИО=перенесенный труд+новый труд
ПТ+НТ
б. Издержки предприятия
ИП= перенесенная стоимость +ПС+НС=ПС+СНП+СПП+РР
II. По роли в процессе производства:
а. Производственные
б. непроизводственные
III. По отношению к техническому прогрессу:
а. основные.
б. накладные (принцип «Клуба»).
«ПРИНЦИП КЛУБА» (club principle) – принцип распределения накладных расходов, возникающих при обеспечении товаром или услугой каждого отдельного потребителя. Например, местные жители могут создать «клуб» для замены асфальтового покрытия частной дороги.
«ЗАЯЦ» (free rider) – потребитель, который сознательно преуменьшает свои потребности в отношении коллективного блага в надежде на то, что ему удастся получить этот продукт, не заплатив за него его полную экономическую цену.
Так, например, если несколько домохозяев собираются поменять покрытие на их общей частной дороге, то кто-то из них может сознательно преуменьшить ценность для себя дороги о новым покрытием, исходя из того, что другим домохозяевам всё равно придётся заплатить за смену покрытия на всей дороге и что поэтому он получит выгоду, ничего не заплатив за ремонт дороги.
|
|
IV. По отношению к готовому продукту:
а. затраты на готовую продукцию.
б. затраты незавершённого производства.
V. По способу отнесения на себестоимость продукции:
а. прямые.
б. косвенные.
VI. По периодизации возникновения:
а. единовременные.
б. текущие.
в. средние.
г. долгосрочные.
VII. По целесообразности расходов:
а. производ.
б. непроизвод (невозратные)
IIX. По методу оценки затрат:
а. бухгалтерские (денежные формы)
б. экономические (выменянные, т.е. расходы фирмы, осуществляемые в условиях принятия наилучшего решения по использованию ограниченных ресурсов)
IX. По источнику поступаемых ресурсов
а. явные (внешние).
б. неявные (внутренние, скрытые, имплицитные).
X. C точки зрения влияния изменения объема производства продукта:
а. валовые.
б. средние.
в. предельные.
Понятие рыночных структур и их типы. Основные правила поведения фирмы в различных рыночных структурах.