При осуществлении надзорных и контрольных функций за соблюдением трудового зак-ва указанными органами различаются предупредительный, предварительный, текущий и последующий гос. надзор и контроль.
Текущий надзор и контроль направлен как на предотвращение нарушений трудового законодательства, так и на выявление допущенных нарушений и принятие необходимых мер в этих случаях.
Последующий надзор и контроль осуществляется при выявлении уже допущенных (особенно скрытых) нарушений трудового зак-ва и восстановлении прав работника.
К специально уполномоченным государственным органам надзора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:
1) за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах (ст. 366 ТК РФ) (Ростехнедзор – не точно);
2) проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ) (Ростехнадзор);
|
|
3) соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил (ст. 368 ТК РФ) (Роспотребнадзор);
4) соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ) (Ростехнадзор).
М инистерства и ведомства, действующие в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством РФ, осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением зак-ва о труде и охране труда в отношении подчиненных им орг-ций. Так, Министерство труда и социального развития РФ обобщает практику применения зак-ва в пределах своей компетенции и обеспечивает единообразное его применение; участвует в подготовке нормативных актов о труде, занятости, социальной защите населения и вносит их на рассмотрение Правительства РФ и др.
Органы МСУ осуществляют свои полномочияв области надзорно-контрольной деят-ти за соблюдением з-нов и иных НПА о труде работников на мун. и унитарных предприятиях.
82?Федеральная инспекция труда, принципы ее деятельности, основные задачи и полномочия.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального ОИВ, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (гос. инспекции труда)(ч. 1 ст. 354 ГК РФ).
Руководство деят-тью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов:
|
|
- уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- законности;
- объективности;
- независимости;
- гласности (см. ч. 1 ст. 355 ТК РФ).
Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:
1) обеспечение соблюдения и защиты труд. прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
2) обеспечение соблюдения работодателями труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права;
3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права;
4) доведение до сведения соответствующих органов гос. власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права (см. ч. 2 ст. 355 ТК РФ).
Полномочия федеральной инспекции:
1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
2) рассмотрение дел об адм. правонарушениях в соответствии с зак-вом РФ;
3) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, участия в расследовании несчастных случаев на про-ве или самостоятельное их проведение;
4) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;
5) ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
и др.
Эти основные полномочия органов Федеральной инспекции труда осуществляются через гос. инспекторов труда.
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деят-ть во взаимодействии с ФОИВ, осуществляющими ф-ии по контролю и надзору в установленной сфере деят-ти, иными ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органами МСУ, органами прокуратуры, профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими орг-циями (ст. 365 ТК РФ).
Основные нормы, регламентирующие порядок инспектирования работодателей, предусмотрены в ст. 360 ТК РФ. В ней содержатся нормы общего характера и нормы, учитывающие особенности отдельных организаций-работодателей.
Общие нормы о порядке проведения проверок состоят в следующем:
1) порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ Конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда (это Конвенция 1947 г. №81 об инспекции труда, ратифицированная Россией в 1998 г.), ТК РФ, иными ФЗ, а также решениями Правительства РФ;
2) гос. инспекторы труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их организационно-пр. форм и форм собственности, а также работодателей физических лиц) в порядке, установленном ФЗ-нами и иными НПА РФ;
3) при инспекционной проверке гос. инспектор груда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
|
|
Особый порядок проведения проверок государственными инспекторами труда предусмотрен:
а) для организаций Вооруженных Сил РФ;
б) органов безопасности;
в) органов внутренних дел;
г) Государственной противопожарной службы;
д) других правоохранительных органов;
е) исправительных учреждений;
ж) организаций атомной и оборонной промышленности и др.
Особенности прежде всего состоят в том, что:
1) доступ для гос. инспекторов труда в эти организации возможен при получении ими заблаговременно соответствующего допуска;
2) проверки должны проводиться в назначенное время;
3) ограничивается проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий. Особый порядок инспекционных проверок устанавливается ФЗ-нами и иными НПА РФ. Очевидно, что в этих актах должны быть учтены упомянутые выше особенности, предусмотренные ч. 4 ст. 360 ТК РФ.
Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда служит ответственность за воспрепятствование ее деятельности (ст. 363 ТК РФ)
83? Основные права и обязанности, ответственность государственных инспекторов труда. Порядок инспектирования работодателей.
Основные права гос. инспекторов труда предусмотрены ст. 357 ТК. РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эффективно бороться с нарушениями трудового зак-ва.
Гос. инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции работодателей — ФЛ, орг-ции всех организационно-пр. форм и форм собст-ти и порядке, установленном ФЗ-нами и иными НПА РФ;
2) запрашивать у работодателей и их представителей, ОИВ и органов МСУ и безвозмездно получать от них документы, объяснения, инф-цию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций;
3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном ФЗ и иными НПА РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт
|
|
4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на про-ве;
5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответ-ти или об отстранении их от должности в установленном порядке;
6) направлять в суды при наличии заключений гос. экспертизы условий труда требования о ликвидации орг-ций или прекращении деят-ти их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда;
7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
8) запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих гос. нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
9) составлять протоколы и рассматривать дела об адм. правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с ФЗ-нами и иными НПА РФ;
10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении труд. законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на про-ве.
Особое значение имеет право государственного инспектора труда выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению в определенных ст. 357 ТК РФ случаях с соблюдением предусмотренных в ней условий.
Выдача предписаний может иметь место:
а) если в гос. инспекцию труда обратился профсоюзный орган, работник или иное лицо;
б) по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивид. или колл. трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда);
в) если выявлено очевидное нарушение труд. зак-ва или иных НПА, содержащих нормы труд. права.
Согласно ФЗ «О защите прав ЮЛ и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора)» (ст. 9), предписания оформляются в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к предписанию, оставшемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Такое положение связано с процедурой принятия локальных НА работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Если работодатель и работники в лице их представителей не достигли согласия, профсоюз обращается в гос. инспекцию труда, которая обязана осуществить проверку в течение 1 месяца.
Среди прав гос. инспекторов труда принципиальное значение имеет их независимость при осуществлении надзора и контроля. При этом они находятся под зашитой гос-ва как его полномочные представители, независимы от гос.органов, должностных лиц и подчиняются только з-ну (см. ст. 359 ТК РФ).
Решения гос. инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному гос. инспектору труда РФ и (или) в суде, а решения главного гос. инспектора труда РФ — в суд. порядке (см. ст. 361 ТК РФ).
При осуществлении гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда обязаны:
1) соблюдать зак-во РФ, права и законные интересы работодателей — ФЛ и работодателей — ЮЛ (организаций);
2) хранить охраняемую законом тайну (гос., служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деят-ти;
3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормытруд. права;
4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответ-ть, установленную ФЗ-нами (ст. 364 ТК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение гос. инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 192 ТК РФ. Уголовная ответственность гос. инспектора труда может наступить за преступления, предусмотренные в главе УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления". Если ЮЛ или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями гос. инспектора труда причинен вред, то он возмещается в соответствии с нормами ТК РФ.
84?Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.
Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:
1) регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);
2) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
3) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Профсоюзы защищают права своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законом минимального размера оплаты труда.
В отношении работников, являющихся членами профсоюза, эта общественная организация является безусловным представителем и защитником их прав и интересов. Что же касается работников, не являющихся членами профсоюза, то по отношению к ним у профсоюзов нет обязанности, но есть право по просьбе работника или по собственной инициативе встать на защиту его трудовых прав, в частности при возникновении индивидуального трудового спора (ст. 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
В области правового регулирования условий труда профсоюзам предоставлены полномочия по участию в установлении общих (коллективных) условий труда (правотворчестве) и применении норм трудового права (в том числе установлении индивидуальных условий труда).
На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установлении общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это выражается в деятельности профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках которой происходит подготовка проектов многих федеральных законов и постановлений Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.
На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо участия в региональных трехсторонних комиссиях по регулированию трудовых отношений, других прав, предоставленных федеральным законодательством субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной инициативы и активно им пользуются.
На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в разработке и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами местного самоуправления.
На локальном уровне работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, предусматривает ст. 372 ТК РФ.
Этот порядок состоит из следующих этапов.
1. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
2. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
3. Если выборный профсоюзный орган возражает против проекта локального нормативного акта, представленного работодателем, либо вносит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации провести дополнительные консультации с ним в целях достижения взаимоприемлемого решения.
4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформляются протоколом.
После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт, а выборный орган первичной профсоюзной организации вправе его обжаловать в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Этот профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудовою спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта.
Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя состоит из следующих этапов:
1. При принятии решения о возможности расторжения трудового договора в соответствии с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
2. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос на своем заседании, определяет свое мнение, мотивирует его нормами закона фактическими обстоятельствами, принимает в предусмотренном уставом профсоюза порядке решение по этому вопросу и письменном виде направляет его работодателю.
3. Если выборный профсоюзный орган не согласился, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение.
4. Решение об увольнении работника, принятое работодателем после соблюдения указанной выше процедуры, может быть обжаловано выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении. В случае признания увольнения незаконным она выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
При этом ни работник, ни представляющий его интересы выборный профсоюзный орган не лишаются права обратиться непосредственно в суд, а работодатель — права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
5. При наличии мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником не позднее одного месяца со дня получения этого мнения.
В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывание его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Профсоюзы имеют право на осуществление общественными (профсоюзного) контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, выполнение ими условий коллективных договоров, соглашений. Выявив нарушения, профсоюзы вправе требовать их устранения.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые действуют в соответствии с законами и установленными положениями о них. Право создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают соответствующие положения об инспекциях. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, если они действуют на территории одного субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения о них в соответствии с типовыми положениями соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.
Правовая инспекция труда контролирует соблюдение трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, кроме норм об охране труда. Соблюдение норм охраны труда контролируется технической инспекцией труда, а также уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов, действующими непосредственно в организациях.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Профсоюзные инспекции труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёму в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
· принимать участие в разработке проектов подзаконных НПА об охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово"\': применяя ч.1 ст. 374 ТК, следует не учитывать требования предварительного согласования соответствующего выборного вышестоящего профсоюзного органа, помимо общего порядка увольнения, при расторжении трудового договора с работником, входящим в состав профсоюзного органа и не освобожденным от основной работы, в случае неоднократного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей, т.е. при увольнении указанных лиц по п. 5 ст. 81 ТК не требуется предварительное согласование соответствующего вышестоящего выборного органа, помимо общего порядка увольнения.*
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится в соответствии со ст. 373 ТК.
Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
(см. текст в предыдущей редакции)
Гарантии освобожденным профсоюзным работникам (см. текст в предыдущей редакции)
Работнику, освобожденному от работы в связи с занятием выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления такой работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до 1 года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности), по общему правила, средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется.
Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.