Термин «функция» латинского происхождения (functio) и в буквальном переводе означает исполнение, осуществление, деятельность.
В различных науках понятие «функция» трактуется по-разному: в математике – это зависимая переменная, изменяющаяся по мере изменения другой величины аргумента; в психологии – это результат сложной рефлекторной деятельности; в социологии – роль, которую выполняет определенный институт, или процесс в системе более широкого целого.
Бизнес включает определенные процессы, процедуры, операции, основанные на разделении труда и его кооперации. Управление данным процессом требует специализации управленческого труда, расчленения его на отдельные виды. Специализированный вид управленческой деятельности, являющийся продуктом процесса разделения и кооперации труда в сфере управления, называется функцией управления.
Как вид управленческой деятельности функция является частью управленческого труда, отраслью управленческой работы, которая характеризуется единством и однородностью содержания выполняемых операций и процедур. Система функций управления представляет собой управленческий труд, или процесс управления.
|
|
Процесс формирования и обособления функций управления происходил и происходит по мере роста и развития общественного производства, дальнейшего разделения труда и его специализации как в сфере производства, так и в сфере управления. Этим определяется объективный характер формирования функций управления.
Любая функция управления как разновидность управленческой деятельности имеет:
· цель, поскольку управленческий труд является целесообразным;
· содержание, включающее необходимые однородные операции и процедуры, выполняемые для достижения цели;
· результат, достигаемый после выполнения функции.
Функции менеджмента выделены французским горным инженером Анри Файолем, который считал, что управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать и руководить командой, координировать и контролировать. Он выделил пять функций менеджмента, впоследствии получивших название общих, а именно: предвидение (планирование), организация, распорядительная деятельность, координация и контроль. И одновременно разделил все функции на шесть групп – производственная, финансы, охрана, учет, администрирование, техника безопасности, сегодня называемых специальными.
В современной трактовке общими функциями управления являются планирование, организация, мотивация, контроль. Они дают временную характеристику процессу управления, т.е. весь процесс управления представляется как последовательная цепь циклически повторяющихся общих функций.
|
|
Планирование. Цикл управления начинается с планирования. На этой стадии разрабатываются планы, в которых указывается, что требуется сделать.
Планирование включает постановку целей и задач управления, прогнозирование возможного развития объекта управления, определение путей и средств достижения поставленных целей. Оно находит свое выражение в конкретных плановых расчетах, заданиях, показателях. В процессе планирования появляется возможность предвидеть ситуации, предусмотреть варианты их разрешения.
Функция планирования пронизывает все виды управленческой деятельности. С точки зрения объекта планирования, различают планирование производственной программы, научно-технического развития, труда, маркетинга и т. п. Уровни планирования: национальная экономика – концерн – предприятие – цех – участок – рабочее место. Планирование охватывает все стадии производственного процесса, такие как, например, материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции.
Организация как функция управления нацелена на создание и упорядочение объекта и субъекта управления, взаимосвязей между ними и внутри них. Функция организации предполагает работу по воплощению планов в жизнь.
Мотивация. Усилия, качество, эффективность труда работников зависят от их личных мотивов, а также стимулов, предлагаемых менеджментом организации.
Для побуждения людей к действию, принятию и реализации управленческих решений необходимо выполнить функцию мотивации. Мотивация в менеджменте определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации», а также и как «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано».
Современные теории мотивации делятся на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификации мотивов личности, побуждающих людей действовать так или иначе. Процессуальные теории не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредоточивают свое внимание на том, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Контроль. Даже самый хороший план, отличная организация и мотивация труда не гарантируют в социально-экономических системах достижения запланированного результата. Чтобы определить, насколько точно, своевременно и качественно выполняются планы, выявить и устранить отклонения, реализуется функция контроля. В результате контроля может быть выяснено, что плановый результат достигнут, или наоборот, его не представляется возможным достичь. Функция контроля включает комплекс работ по сбору, накоплению и обработке управленческой информации, по анализу и оценке соответствия деятельности аппарата управления, самого производства заданным параметрам и проведению корректировок. Контроль выполняет функцию обратной связи в системе управления.
Контроль завершает управленческий цикл. Затем вновь выполняется функция планирования и начинается новый цикл управления.
Наряду с общими функциями происходит процесс обособления специальных (конкретных) функций управления, отражающих отраслевые особенности, структуру производства и стадии производственного процесса. Например, на крупном машиностроительном предприятии к таким функциям относятся стратегическое и технико-экономическое управление, управление научными разработками, технической подготовкой производства, материально-техническим снабжением, сбытом, основным и вспомогательным производствами, финансами, персоналом, качеством и др.
|
|
Функции управления постоянно развиваются, наполняясь новым содержанием, в частности, в условиях формирования рынка, научно-технического прогресса появляются новые функции, такие как маркетинг, управление инновационной деятельностью, управление риском, креативное планирование и управление, управление организационными знаниями и др.
Общие и специальные функции менеджмента взаимосвязаны друг с другом. Так, выполнение каждой специальной функции управления предполагает выполнение всех общих функций менеджмента. К примеру, чтобы управлять основным производством, качеством или финансами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей, их осуществляющих, мотивировать.
Планирование в менеджменте
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Планирование является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего состояния и развития организации.
Цель планирования – определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (основополагающими правилами) менеджер руководствуется при сопоставлении планов.
Принципы планирования:
- Полнота планирования. При планировании должны использоваться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
- Точность планирования. При составлении планов должны использоваться современные методы, средства, методики, которые будут обеспечивать большую точность.
- Ясность планирования. Цель, задачи планирования должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом организации. Поняв, осмыслив их, любой сотрудник предприятия будет прикладывать усилия для скорейшего достижения цели организации.
- Непрерывность планирования. Планирование – это не одноразовый акт, а непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс.
|
|
- Экономичность планирования. Расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Содержание планирования многоаспектно. Но основное его содержание может быть раскрыто через характеристику элементов и этапов планирования. Плановая деятельность на любом уровне иерархии управления включает следующие элементы:
- постановку целей и задач;
- определение необходимых ресурсов и их распределения;
- установление критериев достижения целей;
- определение временных рамок (сроков) выполнения поставленных показателей, задач, целей;
- предвидение возможных последствий достижения целей и учет риска;
– доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Результатом выполнения функции планирования являются различные планы: план работы предприятия на год (квартал), бизнес-план, план работы цеха (отдела) на месяц, индивидуальный план работы сотрудника.
Таблица 2.3.1 – Классификация планов
Признак классификации | Виды планов |
1 По длительности действия (времени) | 1.1 Стратегические, характеризующие развитие организации на длительный период времени. 1.2 Тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период. 1.3 Оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. |
Окончание табл. 2.3.1
2 По уровню иерархии | 2.1 Организации в целом. 2.2 Структурных подразделений. 2.3 Функциональных служб |
3 По содержанию | 3.1 Экономические. 3.2 Социальные. 3.3 Организационные. 3.4 Научно-технические и др. |
4 По функциям | 4.1 Маркетинга. 4.2 Основного и вспомогательного производств. 4.3 Финансовые. 4.4 Инновационного развития и др. |
Степень проработки и детализации элементов и этапов планирования, его результат зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:
· вид плана. Система планов организации иерархична и включает следующие их виды:
– общие (основополагающие, концепция фирмы);
– стратегические (долгосрочное развитие предприятия, его сфер маркетинга, сбыта, производства, НИОКР, финансов, персонала, инноваций);
– тактические (планы создания условий для хозяйственных операций – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д. на среднесрочный период);
– оперативные (конкретных действий на краткосрочный период);
· субъект планирования, его квалификация и профессионализм;
· объект планирования (какая сфера деятельности и что планируется);
· период (сроки) планирования;
· принципы, методы, приемы и методики планирования;
· используемые средства планирования (персональные компьютеры, локальная внутренняя компьютерная сеть, Интернет);
· техника планирования;
· порядок согласования планов.
Все эти факторы должны быть учтены при планировании и четко определены менеджментом предприятия. Менеджмент предприятия должен организовать процесс планирования. Эту работу выполняют высший менеджмент, плановый отдел, все другие менеджеры организации.