В широком смысле «управленческое решение» можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, поступающую от управляющей системы к управляемой и подлежащую выполнению.
Можно выделить три связанных между собой аспекта управленческого решения. Во-первых, управленческое решение – это вид деятельности, осуществляемый субъектом управления и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы субъекта управления, определенный этап процесса управления. Во-вторых, управленческое решение – это вариант воздействия субъекта управления на объект. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой, формула воздействия субъекта управления на объект. В-третьих, управленческое решение – это организационно-практическая деятельность менеджера, связанная с воплощением решения в жизнь.
|
|
Ответственность за принятие решений лежит на менеджерах. Руководитель не может принимать непродуманных решений, так как от этого, в конечном счете, пострадает руководимый коллектив. И чем выше уровень управления, тем большая ответственность лежит на руководителе. Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для ее отдельной подсистемы, непосредственно затрагиваемой тем или иным решением.
Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям:
– реальность в исполнении, т.е. решение должно исходить из реально располагаемых ресурсов и времени, а также содержать механизм реализации. Если решение не отражает объективные закономерности развития организации и системы управления ею, то оно будет блокироваться либо отвергаться работниками;
– оперативность – решение должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития ситуации;
– экономичность и эффективность, т.е. цели должны быть достигнуты при минимальных затратах;
– полномочность – означает, что решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение. Превышение полномочий создает предпосылки невыполнения решения;
– непротиворечивость. Принимая решение, необходимо учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, а должно развивать и дополнять ранее принятые решения;
– своевременность принятия управленческого решения означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в организации не должно произойти необратимых процессов, делающих это решение ненужным;
|
|
– учет риска. Какой бы полной и достоверной ни была информация, решения, принимаемые менеджером, устремлены в будущее, которое всегда содержит элементы неопределенности.
Решения классифицируются по разным критериям и признакам:
Таблица 5.1.1 – Классификация управленческих решений
№ п/п | Критерии | Виды решений |
По функциональному содержанию | Плановые Организационные Мотивирующие Контрольные | |
По сфере действия | Экономические Социальные Технические Технологические | |
По организации разработки | Единоличные Коллегиальные Коллективные |
Окончание табл. 5.1.1
По характеру целей и периоду действия | Стратегические (2-5-10 лет) Тактические (полугодие – год) Оперативные (смена – сутки – неделя – месяц) | |
По иерархии управления | Решения высшего, среднего и нижнего уровней | |
По масштабу охвата объекта управления | Глобальные Локальные | |
По степени определенности реализации | В условиях определенности В условиях риска В условиях неопределенности | |
С точки зрения механизма (способа) принятия | Запрограммированные Незапрограммированные |