Государственный долг, его классификация. Управление государственным долгом

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Государственный долг субъекта РФ— это совокупность дол­говых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находя­щимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляю­щим его казну.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.

Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

В широком смысле под управлением государственным долгом понимают формирование одного из направлений фи­нансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государ­ственным долгом в этом смысле находится в руках высших органов законодательной и исполнительной власти.

В процессе управления решаются следующие задачи:

1)минимизация стоимости долга для заемщика;

2)недопущение переполнения рынка заемных обязательств государства и резкого колебания их курса;

3)эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их целевым использованием.

Традиционно выделяют следующий ряд функций управления:

На этапе планирования составляется Программа внешних и внутренних государственных заимствований, а также Программа предоставляемых государственных кредитов. Эти программы представляют собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Программы разрабатываются наряду с составлением проекта бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, законом о бюджете устанавливается верхний предел долга и предельный объем заимствований.

Подобная Программа составляется на всех уровнях управления государственными финансами: федеральном, региональном и муниципальном. Бюджетное законодательство предъявляет определенные требования и накладывает ряд ограничений на проектируемые показатели в области управления государственным кредитом.

Организация означает определение органов власти и управления, а также контрольных органов, задействованных в процессе управления государственным кредитом, наделение их полномочиями, определение их прав, обязанностей, ответственности, установление между ними отношений взаимоподчиненности и взаимодействия, определение регулятивов их деятельности.

Этап координации представляет собой совокупность меро­приятий по подготовке к выпуску и размещению государствен­ных долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Дру­гими словами, данный этап заключается в оперативной деятель­ности по управлению государственным кредитом.

Законодательно регламентируется также порядок учета го­сударственных заимствований. В Российской Федерации дейст­вует единая система учета и регистрации государственных за­имствований. Субъекты РФ, Муниципальные образования реги­стрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Минфин РФ ведет государственные долговые книги внут­реннего и внешнего долга РФ, куда заносится информация о за­имствованиях и других обязательствах: сведения об объеме дол­говых обязательств, о дате эмиссии указанных ценных бумаг, об исполнении обязательств и другие сведения.

Контрольная функция осуществляется посредством кон­троля за соблюдением требований законодательства, а также ус­ловий кредитных договоров, контроля за целевым и рациональ­ным использованием заемных средств. Контрольные функции исполняют Минфин РФ и финансовые органы на местах, органы казначейства и контрольно-ревизионные службы, Центральный банк России, органы местного самоуправления.

Анализ заключается в выявлении причинно-следственных связей между результатами, полученными в процессе управле­ния государственным долгом, и факторами их вызвавшими. Анализируется также эффективность и перспективность финан­совых схем заимствований и планируемых направлений исполь­зования заемных ресурсов. Результаты анализа используются при разработке плановых показателей на предстоящий период. При этом наряду с анализом фактических данных проводится анализ макроэкономических тенденций, учитываемых при принятии решений в процессе управления государственным долгом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: