Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургская государственная
лесотехническая академия имени С. М. Кирова»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
СЫКТЫВКАР 2007
УДК 902/904
ББК 63.3
О-82
Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Сыктывкарского лесного института 6 марта 2007 г.,
протокол № 6
Утверждены к печати методическим советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института 23 марта 2007 г.,
протокол № 5
С о с т а в и т е л и:
Л. П. Заборцева, кандидат исторических наук, доцент
Е. А. Нестеров, кандидат исторических наук, доцент
Н. А. Юшкова, кандидат исторических наук, доцент
Рецензент:
П. П. Котов, кандидат исторических наук, доцент
(Сыктывкарский государственный университет)
О-82 | ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: методические указания ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ / сост. Л. П. Заборцева, Е. А. Нестеров, Н. А. Юшкова; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктывкар: СЛИ, 2007. – 36 с. |
УДК 902/904 ББК 63.3 | |
Данное пособие содержит контрольные вопросы и исторические понятия, которые помогут студентам в самостоятельной работе по изучению курса «Отечественная история», а также нормы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рубежный контроль, предназначенный для проверки знаний. |
© Л. П. Заборцева, Е. А. Нестеров, Н. А. Юшкова, составление, 2007
|
|
Ó Сыктывкарский лесной институт —филиал
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ | |
2. ПРОГРАММА КУРСА | |
3. РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса «Отечественная история» происходит на занятиях в аудитории совместно с преподавателем (лекции и семинары) и в ходе самостоятельной работы студентов. Прорабатывая лекционный материал по конспекту и учебной литературе, готовясь к семинарам и контрольным работам, промежуточному тестированию и экзаменам, студенты как раз и должны приобрести навык обучения без прямой помощи преподавателя. В овладении этим видом деятельности поможет предлагаемое методическое пособие. В него включены нормы государственного образовательного стандарта, то есть обязательный объем материала по предмету, а также контрольные вопросы и словарь исторических терминов и понятий к каждому разделу программы по «Отечественной истории».
|
|
1. НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско–древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально–политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI–XII вв.; социально–политические изменения в русских землях в XIII–XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно–промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру;
Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их результаты и последствия; российская эмиграция; социально–экономическое развитие страны в 1920-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 1920-е гг.; внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 1930-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война.
Социально–экономическое развитие; общественно–политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 1960–1980-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985–1991 г.г.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и его провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993–1999 гг.); Россия на пути радикальной социально–экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
|
2. ПРОГРАММА КУРСА
Введение
Контрольные вопросы
1. Что такое история как наука, каковы ее предмет, функции и задачи, особенности?
2. Каковы основные периоды истории человечества и отечественной истории?
3. Что такое историография и источниковедение? Какие существуют типы исторических источников?