Самостоятельная работа №3. На основании лекций проработать следующие вопросы

На основании лекций проработать следующие вопросы:

1.Особенности обработки, учета и регистрации конфиденциальной документированной информации

2.Обработка учета и регистрации конфиденциальной документированной информации

3.. Обработка поступающих конфиденциальных документов, их учет и регистрация

4. Учет и регистрация внутренних конфиденциальных документов.

5. Учет и регистрация отправляемых конфиденциальных документов.

6.Учет конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке

7.Учет конфиденциальной документированной информации инвентарного (выделенного хранения).

чет конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке. Вопросы к коллоквиуму: 1.Особенности обработки, учета и регистрации конфиденциальной документированной информации 2.Обработка учета и регистрации конфиденциальной документированной информации 3..Обработка поступающих конфиденциальных документов, их учет и регистрация 4. Учет и регистрация внутренних конфиденциальных документов. 5. Учет и регистрация отправляемых конфиденциальных документов. 6.Учет конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке 7.Учет конфиденциальной документированной информации инвентарного (выделенного хранения). 8.Учет конфиденциальной документированной информации инвентарного (выделенного хранения).
Учет конфиденциальной информации при ее автоматизированной обработке. Раздел №4 Разрешительная система доступа к конфиденциальной информации. В результате изучения четвертого раздела обучающийся будет: - знатьосновные требования к разрешительной системе доступа к конфиденциальной информации, особенности доступа к архивным конфиденциальным документам. - уметьоформлять договор о неразглашении конфиденциальной информации, обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, уведомление об обработке персональных данных, номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к КДИ, журнал(картотеку) учета работников других организаций, получающих в пользование конфиденциальную документированную информацию. Тема 4. Разрешительная система доступа к конфиденциальной информацию. Тема 4.1. 4.1.1.Основные требования к разрешительной системе доступа. Регламент доступа к конфиденциальной информации. Разрешительная система доступа лежит в основе организационно-правового регулирования вопросов допуска и непосредственного доступа персонала к конфиденциальной информации и ее носителям независимо от степени ее важности и конфиденциальности. Понятие, сущность и основные положения разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации, подлежащей защите, представлены на примере информации, в установленном порядке отнесенной к коммерческой тайне. В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» под доступом к информации, составляющей коммерческую тайну, понимается ознакомление определенных лиц с этой информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. В целях сохранения конфиденциальности информации ее обладатель в порядке, определенном указанным федеральным законом, устанавливает режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем. К обязательным мерам по защите охраняемой информации в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» относятся: ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. Перечисленные меры реализуются в рамках разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации, составляющей коммерческую тайну. Разрешительная система доступа персонала предприятия предусматривает установление на предприятии единого порядка обращения с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну, определение ограничений на доступ к ним различных категорий персонала (управленческого, административного и исполнительского уровней) и степени ответственности за сохранность указанных носителей сведений. Создание и реализация разрешительной системы доступа персонала к информации, составляющей коммерческую тайну, — важная часть общей системы организационных мер по защите информации на предприятии. Актуальность использования разрешительной системы доступа к информации обусловлена особым значением информационной составляющей любого производственного процесса на современном предприятии, включающего создание новых документов (материалов), товаров и услуг, неправомерный доступ к которым может привести к утечке конфиденциальной информации и, тем самым, нанесению ущерба предприятию. Создание и функционирование разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации направлены, в первую очередь, на решение стоящих перед предприятием задач и достижение основных целей его деятельности. Основополагающим принципом нормативно-правового регулирования процесса ознакомления конкретного работника предприятия со сведениями, составляющими коммерческую тайну, является правомерность доступа этого работника к конкретным сведениям или их носителям. Основные условия правомерного доступа персонала к коммерческой информации включают: одписание работником обязательства о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, а также трудового договора, который в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации может содержать эти обязательства наличие у работника оформленного в установленном порядке допуска к сведениям, составляющим коммерческую тайну; наличие утвержденных руководителем предприятия должностных (функциональных) обязанностей работника, определяющих круг его задач и объем необходимой для их решения информации; оформление разрешения руководителя предприятия на ознакомление работника с конкретной информацией, являющейся коммерческой тайной, и ее носителями. Процесс регулирования доступа работников к коммерческой тайне направлен на исключение необоснованного расширения круга лиц, допускаемых на предприятии к информации различной степени конфиденциальности, и утечки этой информации, а также доступа к ней граждан, не имеющих на то разрешения полномочных должностных лиц. Основная цель разрешительной системы доступа персонала к коммерческой тайне — исключение нанесения ущерба предприятию посредством несанкционированного распространения сведений, составляющих коммерческую тайну. Чтобы понять роль разрешительной системы доступа к информации всех категорий сотрудников, в том числе командированных лиц, в совокупности с другими организационными, правовыми и иными мерами, направленными на установление режима коммерческой тайны, необходимо рассмотреть порядок правовой регламентации данной системы. Она должна быть простой, но достаточно эффективной, гибкой и способной адекватно реагировать на изменения, происходящие в хозяйственной, производственной и других сферах деятельности предприятия. В структуре управления процессом доступа особое место занимают руководитель предприятия и его заместители. Однако наиболее важная роль в этой структуре отводится руководителям структурных подразделений предприятия, сотрудники которых непосредственно допускаются к коммерческой тайне (работают с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну). Эти руководители наделяются правом определять степень доступа непосредственно подчиненных им сотрудников к конкретным сведениям (носителям). В зависимости от категорий сотрудников предприятия или командированных лиц, необходимости ознакомления их с теми или иными сведениями (в пределах должностных обязанностей или в объеме предписания на выполнение задания) соответствующие руководители определяют права этих лиц на доступ к информации. Права сотрудников на доступ к коммерческой тайне и работу с ее носителями регулируются разрешениями полномочных должностных лиц, оформленными в письменном (документальном) виде. Оформление таких разрешений осуществляется руководителем предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений в отношении непосредственно подчиненных им сотрудников. На практике наиболее распространены следующие способы документального оформления разрешений (формы разрешительных документов): составление именных (должностных) списков сотрудников, допускаемых к той или иной информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, в обязательном порядке содержащих должности и фамилии сотрудников и категории сведений (документов), к которым они допускаются; оформление разрешения непосредственно на документе (носителе информации) в виде резолюции (поручения), адресованного конкретному сотруднику; указание (перечисление) в организационно-плановых и иных документах предприятия сотрудников (их фамилий), которые при решении конкретных производственных и иных задач должны быть допущены к определенной информации, составляющей коммерческую тайну предприятия. Основным внутренним организационно-распорядительным документом предприятия, регулирующим вопросы доступа всех категорий работников и иных лиц к коммерческой тайне, является положение о разрешительной системе доступа к информации, составляющей коммерческую тайну. Разработку данного положения осуществляет, как правило, специально создаваемая комиссия предприятия, которая состоит из представителей его структурных подразделений, осуществляющих производственную, хозяйственную и иные виды деятельности. Члены комиссии должны знать специфику работы предприятия, порядок организации и обеспечения защиты конфиденциальной информации. В состав комиссии в обязательном порядке входят сотрудники службы безопасности предприятия. В целях более точного определения ограничений для конкретных лиц на доступ к различным категориям информации (с учетом ее тематики) комиссия может включать несколько подкомиссий. Методическое руководство деятельностью комиссии (подкомиссий) осуществляет служба безопасности предприятия. Разработке положения предшествует всесторонний анализ различных документов (материалов), проводимый в целях выявления и классификации всех информационных потоков, существующих на предприятии. В ходе анализа изучаются все направления и стороны деятельности предприятия, в том числе его взаимодействие с организациями-соисполнителями и заказчиками, работа диссертационных советов, образовательная деятельность и т.п. После получения результатов анализа формируется структура положения (готовится его проект). Основными разделами положения являются: общие требования по доступу работников к коммерческой тайне; порядок доступа к носителям информации, имеющим различные категории (степени) конфиденциальности; порядок доступа к делам и документам архивного хранения; порядок копирования (размножения) документов и рассылки их нескольким адресатам; порядок доступа к носителям информации командированных лиц, представителей органов местного самоуправления, различных территориальных и надзорных органов; порядок доступа к информации (ее носителям) в ходе проведения совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий. После разработки положение утверждается руководителем предприятия и доводится до сведения непосредственных исполнителей указанных в нем мероприятий (работ), а также до сведения каждого сотрудника предприятия в части, касающейся данного сотрудника (в необходимых случаях — под расписку). В вопросах разработки положения, реализации его требований и контроля за выполнением предусмотренных мероприятий особая роль отводится службе безопасности, в задачи которой входит: проведение мероприятий, направленных на ограничение круга лиц, допускаемых к конкретной информации (ее носителям); выявление фактов неправомерного доступа лиц к коммерческой тайне; оценка эффективности принимаемых руководителями структурных подразделений предприятия мер по исключению утечки информации; подготовка предложений о внесении изменений в должностные инструкции и иные документы, определяющие задачи и функции подразделений (отдельных должностных лиц) предприятия; разработка и представление на утверждение руководителю предприятия проектов внутренних организационно-распорядительных документов по вопросам защиты коммерческой тайны, в том числе определяющих порядок функционирования разрешительной системы доступа; методическое руководство деятельностью должностных лиц и структурных подразделений по реализации положения о разрешительной системе доступа к коммерческой тайне предприятия. Наиболее важная функция службы безопасности предприятия — контроль за соблюдением его сотрудниками положений организационно-плановых и распорядительных документов, регламентирующих вопросы создания и функционирования разрешительной системы доступа, в целях исключения случаев неправомерного доступа сотрудников предприятия, а также командированных лиц к коммерческой тайне. Порядок организации и проведения контроля изложен в соответствующих главах учебника. Служба безопасности контролирует: наличие оформленного в установленном порядке допуска сотрудников к коммерческой тайне; соответствие выданного руководителем структурного подразделения предприятия разрешения требованиям разрешительной системы; правомерность передачи носителей сведений, содержащих коммерческую тайну, на другие предприятия; соблюдение работниками предприятия установленных требований по работе с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну, на рабочих местах; правомочность и целесообразность использования материалов, содержащих коммерческую тайну, на конференциях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых с привлечением представителей других организаций. Результаты контроля используются при анализе состояния дел в сфере защиты коммерческой тайны на предприятии и служат основой для доработки (уточнения) отдельных положений организационно-распорядительных документов, регулирующих вопросы функционирования разрешительной системы на предприятии. Тема 4.1.2. Классифицированный список типовой ценной информации. 1.Производственная информация 1.1. О структуре производства, производственных мощностях, типы оборудования, запах сырья и готовой продукции. 1.2. О применяемых производственных технологиях. 1.3. О планах производства новой продукции. 1.4. Конструкторские разработки по производству какой-либо продукции и её технические параметры. 1.5. Об эффективности и возможности производственных методов, оборудования и систем. 1.6. О рецептурах производства какой-либо продукции. 2.Управленческая информация. 2.1. О применяемых методах управления организацией. 2.2.О подготовке, принятий и исполнения решения руководства по производственным, научно-техническим, коммерческим и организационным вопросам. 2.3.Оргеанизационные схемы, оргструктуры. 2.4.Системы документооборота, включая электронные, разработанные формы документов, положений инструкций, договоров, номенклатуры дел и.т.п. 2.5.О совещаниях по различным вопросам, включая факты проведения совещаний и заседаний органов управления организации. 2.6.О переговорах - целях, задачах, тактике и стратегии ведения переговоров с деловым партнерами. 2.7.О кадрах и персонале - личные дела сотрудников, контракты и договоры с ними, списки персонал, отчетность и другая информация о сотрудниках, включая их характеристики. Также образовательных методиках, программах тренингов, оценке персонала и.т.д., разработанных в организации. 2.8.Коммерческие контакты, договоры и информация о них- условия заключения, платежи и услуги, протоколы о намерениях и.т.д 2.9.О финансовом состоянии организации, кроме информации, которая, согласна ФЗ «О коммерческой тайне», не может составлять коммерческую тайну (охраняется информация о состоянии банковских счетов организации, долговых обязательствах, о состоянии кредитов, о финансовых операциях и.т.д.) 3.Планы информации, отчетность по ним 3.1.О расширении или свёртывании производства различных видов продукции и их технико-экономических основаниях. 3.2.Об инвестициях, закупках и продажах. 3.3.О производстве, включая производство новой продукции. 3.4.Бизнес-планы и другие деловые планы. 3.5. Стратегические и тактические планы развития организации. 4.Маркетинговая информация: 4.1.О применяемых методах изучения рынка. 4.2.О маркетинговых исследованиях и их результатах, содержащих оценки состояния и перспективы развития рыночных конъюнктуры. 4.3.О рыночной стратегии и тактики организации. 4.4.О применяемых методах осуществления продаж. 4.5. Об эффективности коммерческой деятельности. 4.6.О регионах сбыта готовой продукции. 4.7.О заинтересованности приобретении товара. 4.8..О методах расчета, структуры, уровне цен, размеров скидок. 4..9. О подготовке торгам или аукциону и их результатах 4.10.Об исследовании рынка, конкурентов, потребителей и.т.д., включая оригинальные методики исследования. 4.11.Стратегия и тактика проведения рекламных кампаний. 5.Информация о внутренних и зарубежных партнёрах. 5.1.О заказчиках. 5.2. О подрядчиках, поставщиках. 5.3.О клиентах, потребителях, покупателях. 5.4.О компаньонах, спонсорах, посредниках и других партнерах. 6.Научная, техническая, технологическая информация. 6.1.О целях, задачах и программах научных исследований. 6.2.Ноу-хау, оригинальные идеи НИОКР, научно- исследовательские проекты. 6.3. Конструкционные характеристики создаваемых изделий и их параметры. 6.4.О разрабатываемых технологических процессах (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, химических формул, температура, давление, время и.т.д.,) 6.5.Аналические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи. 6.6.Данные об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились. 6.7.О материалах, из которых изготовлены детали. 6.8.Об особенностях конструкторско-технологического и художественно-технического решения изделия (дизайн). 6.9. О методах защиты всевозможных подделок. 6.10.О состоянии программного и компьютерного обеспечения. 6.11.Заявки на патенты. 6.12.Об особенностях используемых или разрабатываемых технологий и специфике их применений. 7.Информация о безопасности организации. 7.1.О порядке, режиме, мерах по защите и охране и состоянии защиты конфиденциальности (секретности) информации (какой-либо тайны, включая коммерческую тайну). 7.2.О порядке состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации. 7.3.Коммерческая тайна организаций – партнеров и преданная на доверительной основе организации. 7.4.О конкурентах (информация, которая не содержится в открытых источниках: справочниках, каталогах и.др.). 7.5.Об организации защищенного (конфиденциального) документооборота, включая электроны, и технологии конфиденциального делопроизводства. 7.6.Об оборудовании, оргтехнике, компьютерах, используемом программном обеспечении, средствах их защиты, включая технические и технологические (ключи, пароли, руководства пользователей и т.д.) Тема 4.2. Экспертная комиссия по защите конфиденциальной информации. 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации, регулирующим отношения вобласти защиты конфиденциальной информации.2. Экспертная комиссия в своей работе руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами ираспоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями инормативными правовыми актами федеральных органов исполнительнойвласти, приказами и постановлениями Фонда и настоящим Положением.3. На основании проводимых экспертных оценок экспертная комиссияразрабатывает и представляет в установленном порядке ПредседателюФонда социального страхования Российской Федерации предложения ирекомендации по следующим вопросам:Проведение работы по предупреждению утечки и комплекснойзащите конфиденциальной информации.Формирование перечня сведений конфиденциального характера.Выявление и закрытие возможных каналов неправомерногораспространения сведений конфиденциального характера, защитеинформационных систем, а также совершенствование системы физическойзащиты объектов.Проведение научно-исследовательских работ по проблемамзащиты конфиденциальной информации.4. Члены экспертной комиссии работают на общественных началах.5. Состав экспертной комиссии:Председателем экспертной комиссии назначается один иззаместителей председателя Фонда.В состав экспертной комиссии включаются руководители испециалисты структурных подразделений Фонда.Численный состав экспертной комиссии определяется исходя изхарактера деятельности и стоящих перед Фондом задач, с учетомнеобходимости обеспечения подготовки обоснованных рекомендаций позащите конфиденциальной информации и проведения экспертизы материалов,предназначенных для открытого опубликования.Состав экспертной комиссии утверждается приказом Фонда. Изчленов экспертной комиссии назначаются заместители председателяэкспертной комиссии, ответственные за конкретные направлениядеятельности, и ее секретарь.6. Организация работы экспертной комиссии:. Заседания экспертной комиссии проводятся не реже одного разав полгода.Деятельность экспертной комиссии организуется и проводится всоответствии с годовым планом работы экспертной комиссии.План работы экспертной комиссии утверждается ПредседателемФонда.Материалы к обсуждению на заседаниях экспертной комиссииготовятся ее членами или по поручению председателя экспертной комиссиисоответствующими специалистами структурных подразделений Фонда.По результатам заседаний экспертной комиссии оформляютсяпротоколы, которые подписываются председателем комиссии и секретарем.Подготовленные на заседаниях экспертной комиссии предложенияпри необходимости могут объявляться в приказах Председателя Фонда.7. Привлечение экспертов, не входящих в состав экспертнойкомиссии:При необходимости на заседания экспертной комиссии могутприглашаться компетентные в рассматриваемых на заседаниях вопросахработники региональных отделений Фонда, а также представителифедеральных органов исполнительной власти (Гостехкомиссии России, ФСБРоссии, МВД России и др.) и других заинтересованных организаций. Такжечлены экспертной комиссии вправе привлекать в установленном порядкеспециалистов, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемымпроблемам.Рассмотрение вопросов, выносимых на заседания экспертнойкомиссии, не должно приводить к необоснованному расширению круга лиц,допускаемых к сведениям по рассматриваемой тематике. Приглашенныеприсутствуют только при рассмотрении вопросов, для обсуждения которыхони приглашены.7.3. Члены экспертной комиссии имеют право в установленномпорядке получать необходимую информацию, знакомиться с документами иматериалами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач. Тема 4.3. Особенности доступа к конфиденциальной документированной информации, составляющей служебную, коммерческую, профессиональную тайны, секрет производства 9ноу-хау) и служебный секрет производства. Служебная тайна -защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне". В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц. Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти. Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д. Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Тут имеется несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения охраняются Конституцией РФ (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет. В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации. Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации: 1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов: · военную тайну; · тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия); · судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных заседателей); 2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, врачебную тайну, налоговая тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица. Некоторые примеры служебной тайны. Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными. В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе: · документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги за последние три года); · документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24); · налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; · иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация: - об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок); - обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия); - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации); - о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого решения); - об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения). Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией, представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство. В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения: 1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) об уставном фонде (уставном капитале) организации; 4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам). Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне. Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Для охраны сведений, составляющих налоговую тайну, наряду с режимом служебной тайны используется также специальный правовой институт - идентификационный номер налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческую тайну могут составлять производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения организации, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, может быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит обладателю, ему же принадлежит право установления порядка оборота этой информации. Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений: содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Документы, содержащие коммерческую тайну, маркируются грифом "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органов государственной власти и местного самоуправления обязан предоставлять им эту информацию. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации. Получатель информации должен принять меры по охране ее конфиденциальности. Нарушение положений федерального закона "О коммерческой тайне" влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Секрет производства (ноу-хау). Отнесение секрета производства (ноу-хау) к объектам права интеллектуальной собственности является новеллой отечественного законодательства. Ранее в качестве такового рассматривалась коммерческая тайна. В законодательстве зарубежных государств, помимо терминов "секрет производства" и "ноу-хау", используются схожие понятия, такие как "торговый секрет" (trade secret), "конфиденциальная информация", "закрытая информация" и т.п. Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в Федеральный закон "О коммерческой тайне" внесены изменения, вступающие в силу одновременно с четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными изменениями коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, секрет производства и коммерческая тайна неразрывно связаны между собой, однако их содержание не идентично. Секрет производства - это разновидность информации, а коммерческая тайна - это особый режим такой информации, позволяющей ее обладателю получать коммерческую выгоду. Такой подход снял ранее содержащиеся в законодательстве противоречие, когда в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации под коммерческой тайной понималась особая разновидность информации, а в Федеральном законе "О коммерческой тайне" - режим конфиденциальности информации, при этом в названном законе термин "коммерческая тайна" применялся и в отношении информации. При этом в отдельных законах (Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и др.) до настоящего времени термин коммерческая тайна используется в значении секрета производства. Признаками секрета производства являются: 1) Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Информация, составляющая секрет производства, не должна быть общеизвестна (хотя ею могут владеть и иные лица). Так, например, не может составлять секрет производства программа телепередач, публикуемая тем или иным средством массовой информации (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.11.1998 N 3900/98). Информация должна иметь именно коммерческую (а не личную или научную, например) ценность. 2) К информации нет свободного доступа на законном основании. При этом к секретам производства могут иметь доступ отдельные лица (сотрудники налоговых и антимонопольных органов, аудиторы, контрагенты по договорам коммерческой концессии и т.п.). В таких случаях под доступом к секретам производства понимается ознакомление определенных лиц с указанной информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Однако информация не должна быть общедоступна. Профессиональная тайна - общее название группы охраняемых законом тайн, необходимость соблюдения которых вытекает из доверительного характера отдельных профессий. Профессиональную тайну следует отличать от служебной тайны, обязанность соблюдения которой вытекает не из доверительных отношений, а из интересов службы. Объектами профессиональной тайны являются следующие виды тайн. Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Например, результаты обследования лица, вступающего в брак; сведения о доноре и реципиенте при трансплантации органов; сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона. Тайна связи - тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Нотариальная тайна - сведения доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий. Адвокатская тайна - сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Тайна усыновления - сведения об усыновлении ребенка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Тайна страхования - полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. Тайна исповеди - сведения, которые стали известны священнослужителю из исповеди. Тайна исповеди охраняется законом, священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди. К основным субъектам правоотношений в области профессиональной тайны относятся: доверитель (физическое лицо, доверившее сведения другому лицу), держатель (физическое или юридическое лицо, которому исключительно в силу его профессиональной деятельности были доверены сведения, составляющие профессиональную тайну), пользователь (лицо, которому сведения, составляющими профессиональную тайну, стали известны на законных основаниях в связи с выполнением им своих служебных обязанностей). К пользователям профессиональной тайны могут относиться суды, судьи, прокурор, органы следствия, налоговые органы, органы регистрации факта усыновления. В настоящее время государственные органы и их должностные лица не могут получить доступ к адвокатской тайне и тайне исповеди. Тема.4.4.Особенности доступа к конфиденциальной документированной информации при ее предоставлении уполномоченным органам государственной власти. Государственную тайну составляют: 1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации); 3) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства; о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов; о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности. Тема 4.5.Особенности доступа к конфиденциальной документированной информации, составляющей персональные данные. Физическое лицо – субъект персональных данных – принимает решение о доступе к ним и их предоставлении, а также дает согласие на обработку этих данных своей волей и в своих интересах. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано физическим лицом (более подробно технологии обработки персональных данных были рассмотрены в разд. 1.2). В российском законодательстве предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных (без всякого согласия) конфиденциальной информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обработка конфиденциальной информации осуществляется только с согласия субъекта персональных данных в письменной форме, где указываются: • фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; • наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; • цель обработки конфиденциальной информации – персональных данных; Тема 4.6.Особенности доступа к архивным документам. В соответствии с федеральным законодательством пользователем конфиденциальными персональными данными может быть: · сотрудник организации, в которой хранится такая информация, для выполнения своих должностных обязанностей (в частности, работник кадровой службы); · субъект персональных данных, т. е. человек, информация о котором содержится в документе (при предъявлении документов, удостоверяющих его личность); · доверенное лицо субъекта персональных данных (при наличии нотариально заверенной доверенности субъекта персональных данных и документов, удостоверяющих его личность); · в случае смерти субъекта персональных данных его наследник (при наличии свидетельства о смерти субъекта персональных данных, документов о наследовании и документов, удостоверяющих личность наследника); · доверенное лицо наследника (при наличии нотариально заверенной доверенности, свидетельства о смерти субъекта персональных данных, документов о наследовании и документов, удостоверяющих личность наследника). При этом без согласования с гражданином (его наследниками) возможен доступ пользователей к документам, содержащим основные биографические данные лица: сведения о дате и месте его рождения, смерти, образовании, служебных должностях (если это не противоречит иным федеральным законам), почетных ученых званиях, наградах, выборных должностях, об опубликованных результатах творческой и научной деятельности. Также в случаях, предусмотренных законом, и по мотивированному официальному письменному обращению конфиденциальные персональные данные предоставляются сотрудникам: · органов государственной власти, государственных органов и организаций, органов местного самоуправления (в пределах выполнения ими своих должностных обязанностей); · судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания (по делам, находящимся в их производстве). Для нас особый интерес представляют положения ст. 3 Закона об архивном деле, которая содержит такое понятие, как пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации. В связи с этим напомним, что одна из важнейших задач деятельности архивов организаций - использование содержащейся в архивных документах информации для обеспечения законных прав и интересов граждан. В рамках рассматриваемой темы это означает, что, во-первых, субъект персональных данных должен получить необходимую ему информацию, которая содержится в архивных кадровых документах, а во-вторых, при предоставлении такой информации не должно нарушаться законодательство о защите персональных данных. Согласно ст. 24 Закона об архивном деле доступ к архивным документам по личному составу обеспечивается несколькими способами. Способ 1. Предоставление пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа. Способ 2. Предоставление подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов. Способ 3. Использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования. В соответствии с Основными правилами работы архивов организаций, одобренными решением коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее -Основные правила), допускается изъятие из архивных дел и выдача владельцам или их родственникам подлинных личных документов: трудовых книжек, свидетельств об окончании учебных заведений, аттестатов об образовании, удостоверений и т. п. Подлинные личные документы выдаются заявителям по их письменным запросам с разрешения руководителя организации под расписку. При этом заявитель обязан предъявить паспорт или иной документ, подтверждающий его личность. В случае обращения за документами родственника он также обязан представить документы, подтверждающие степень родства. Доверенному лицу выдаются на руки подлинные документы на основании нотариально заверенной доверенности. На место изъятого документа в дело помещается справка о его выдаче, копия выданного документа, а в учетных документах (описи) делаются отметки об изъятии, указываются номер, дата и название документа-основания для изъятия (заявление, запрос), а также расписка получателя документа. В соответствии с законодательством подлинные архивные документы могут быть изъяты из архива органами правопорядка. В этом случае на место изъятого документа в дело помещается справка о выдаче и снятая с него копия. В учетных архивных документах делается отметка об изъятии, указываются номер, дата и название документа - основания для изъятия, а также расписка получателя документа (при личной передаче). В дальнейшем работники архива обеспечивают контроль возврата изъятых документов. Чаще всего на практике требуется предоставить копии архивных документов, архивные справки или выписки. Такие документы предоставляются на основании письменного запроса соответствующих организаций (например, Пенсионного фонда России), а также бывших сотрудников организации. В запросе должна содержаться следующая информация: · суть запроса; · полностью фамилия, имя, отчество обращающегося; · его адрес и контактные телефоны. В этом документе также проставляется дата запроса и личная подпись обратившегося. Например, в запросе о подтверждении трудового стажа необходимо указать полное наименование организации и структурного подразделения, в котором работал заявитель, занимаемую должность, а также период его деятельности в данной организации. Если необходимо получить сведения о заработной плате, то требуется указать, за какой период нужны эти сведения. Если заявитель в период, за который запрашиваются сведения, носил другую фамилию, то это необходимо также отразить в запросе. Архивные справки Архивные справки составляются на общем бланке работодателя с обозначением вида документа «Архивная справка» на основе подлинных документов или их заверенных копий (в случае отсутствия подлинников). В справке приводятся названия документов, их даты и излагаются необходимые сведения в хронологической последовательности событий. Выдержки из документов заключаются в кавычки, а названия организации, структурных подразделений при первом упоминании приводятся полностью.
Архивная справка - официально заверенный документ, имеющий юридическую силу и содержащий архивную информацию - сведения о предмете запроса с обязательным указанием поисковых данных архивных документов (номер описи, номер дела, номер листов). Архивная копия - официальный документ архива, дословно воспроизводящий текст или изображение архивного документа с указанием его поисковых данных. Архивная выписка - официальный документ архива, дословно воспроизводящий часть текста документа, относящийся к определенному факту, событию, лицу, с указанием поисковых данных документа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: