Управление проектами

Инновационный проект – система взаимосвязанных целей и программа их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованным(увязанным по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретных научно-технических задач, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Всем инновационным проектам свойственны определенные основные характеристики. Наиболее важные из них приведены ниже:

1. инновационные проекты предназначены для получения определенного результата в определенный момент времени и в рамках установленного бюджета. Они не опираются на функциональную структуру организации. Каждый проект уникален: ни один не является точной копией предыдущих.

2. Инновационный проект можно рассматривать как целостный процесс, необходимый для создания нового продукта, нового завода, новой системы или иных определенных заранее результатов. Часто создаваемому продукту уделяется больше внимания, чем процессу, в результате которого он создается, но и продукт, и процесс его создания, то есть проект, требуют эффективного управления. Следует отметить, что конечный результат не является проектом.

3. Жизненный цикл инновационного проекта имеет определенные начальную и конечную точки, привязанные к временной шкале. Проект в своем естественном развитии проходит ряд отдельных фаз. Жизненный цикл проекта включает все фазы от момента инициации до момента завершения. Переходы от одного этапа к другому редко четко определены, за исключением тех случаев, когда они формально разделяются принятием предложения или получением разрешения на продолжение работы.

Каждая фаза проекта имеет определенные точки начала и завершения, а результатом каждой фазы является создание нового промежуточного продукта (результата); при этом продукт (результат) одной фазы служит основным исходным материалом для следующей.

На рис. 1 показан весь процесс в целом. Скорость потребления ресурсов в проекте меняется – как правило, возрастает от одной фазы к другой до тех пор, пока не начнет быстро уменьшаться на завершающей фазе цикла. Персонал, его квалификация, организации и другие ресурсы, задействованные в проекте, меняются на каждой фазе жизненного цикла проекта. Нередко можно наблюдать частичное совмещение или одновременное выполнение фаз проекта, называемое "быстрым проходом" в строительных и инжиниринговых проектах и "параллелизмом" - в военных и аэрокосмических. Это усложняет планирование проекта и координацию усилий его участников, а также делает более важной роль менеджера проекта. По завершении каждой фазы наступают моменты принятия ключевых решений; проводится анализ состояния всего проекта, на основании чего принимается решение о переходе к следующей фазе, закрытии проекта или повторном выполнении работ предыдущей фазы.

К наиболее важным особенностям работы менеджеров проекта, исходя из вышеперечисленных характеристик, относятся следующие:

– проектами необходимо управлять на протяжении всего жизненного цикла, обеспечивая максимально возможную преемственность ответственности, а также непрерывность комплексного планирования и контроля от начала проекта до его завершения;

– в процессе управления проектами одинаковое внимание должно быть уделено как продукту – конечному результату работы, так и процессу создания этого продукта, то есть собственно проекту;

– создание отдельной независимой управляющей организации для каждого проекта в общем случае невозможно и непрактично, как будет показано ниже, из-за быстрого изменения ситуации от одной фазы к другой;

– решения, принятые на ранних фазах проекта, имеют большее влияние на окончательное время завершения и общую стоимость проекта, чем решения. принятые на поздних фазах.

 
 


Рис. 1. Основные стадии развития проекта

Планирование проекта

Сущность планирования состоит в задании целей и способов их достижения на основе комплекса работ, которые должны быть выполнены, применении методов и средств реализации этих работ, увязки ресурсов, необходимых для их выполнения, согласовании действий организаций-участников проекта

Процессы и процедуры планирования проекта должны обеспечивать реализуемость проекта в заданные сроки с минимальной стоимостью, в рамках нормативных затрат ресурсов и с надлежащим качеством. Чем выше уровень органа управления, тем в более обобщающих показателях в нем принимаются решения по управлению подчиненными подразделениями. С повышением уровня иерархии увеличивается временной интервал между выдачей плановых заданий и контролем их выполнения.

Процессы планирования могут повторяться, если какие-либо переменные имеют неприемлемое значение.

Основные процессы:

– планирование содержания проекта и его документирование:

– определение основных этапов, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;

– составление сметы, оценка стоимости ресурсов, составление бюджета;

– документирование технологических зависимостей;

– оценка продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, расчет расписания

Вспомогательные процессы:

– планирование качества, определение стандартов, поиск путей их достижения;

– распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчиненности, подбор кадров, формирование команды проекта;

– планирование коммуникаций, определение информационных потребностей;

– идентификация и оценка рисков

– планирование поставок, поиск поставщиков

Выделяют след. виды планов:

концептуальный – процесс разработки основной документации по проекту, технических требований, оценок, укрупненных календ. планов, процедур контроля и управления

стратегический – долгосрочные

детальное планирование – разработка планов для ответственных исполнителей.

Потери в результате проекта могут быть следующие:

1) дополнительные затраты на перепланирование графика работ: неправильно определено содержание работ, их структура, использовались неполные данные, не учитывался предыдущий опыт, планирование графика работ осуществлялось без согласования с исполнителями, неправильно определены потребности в ресурсах, не отслеживается расхождение между текущими и базовыми графиками работ;

2) устранение брака;

3) простои в выполнении работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: