Деонтология – наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний.
Фармацевтическая этика – это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы).
Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях – аксиологию.
Руководствуясь принципами гуманизма и милосердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической организации.
Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 г. «Этический кодекс российского фармацевта». Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:
|
|
- соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;
- подержание высокого профессионального уровня;
- ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;
- профессиональная независимость;
- содействие в выборе, назначении и применении ЛС;
- корректное поведение по отношению к коллегам;
- сохранение уважения, благодарности и выполнение обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;
- консолидация фармацевтического сообщества;
- несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.
В 1997 г. на совещании ВОЗ были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название «Фармацевт 7 звездочек», которые отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям, фармацевт (провизор):
· работник системы здравоохранения, член команды;
· способен принимать ответственные решения;
· специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;
· готов к лидерству в интересах общества;
· руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
· готов учиться всю жизнь;
· наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).
Виды хозяйственного учёта в аптеках. Задачи, объекты учёта, используемые измерители. Особенности экономики хозрасчётной аптеки. Структура хозяйственных средств аптеки, их источники.
|
|
Хозяйственный учет: способ количественного и качественного отражения всех хозяйственных явлений, процессов в аптечном учреждении, научно-обоснованная система всех хозяйственных процессов, в количественных и качественных показателях.
Задачи хозяйственного учета:
1) Контроль за выполнением планов;
2) Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей;
3) Контроль за мерой труда, потребления, вознаграждения;
4) Научное обследование состояния планов развития, стратегических планов;
5) Содействие внедрению рациональных режимов работы укрепления хозяйственного расчета.
Измерители:
1) Натуральные - характеризуют по количеству, длине, весу. Применение ограничено.
2) Трудовые измерители – позволяют учесть затраченное время и труд работников (количество труда в единицу рабочего времени).
3) Денежный (стоимостный).
Виды учета:
1. Статистический – количественный учет массовых явлений с целью выявления общих закономерностей (среднее душевое потребление);
2. Оперативный – отражает ежедневные операции в процессе их совершения (учет амбулаторно-экстемпоральных рецептов) лабораторно фасовочных работ;
3. Бухгалтерский – сплошная непрерывная регистрация всех хозяйственных операций в соответствующих финансовых документах (система непрерывного контроля за хозяйственной деятельностью предприятия для получения текущих итоговых данных о средствах и затратах в денежном выражении).
Объекты учета: 1) рецептура; 2) хозяйственные средства; 3) расчеты с различными организациями и лицами (по коммунальным платежам); 4) расчеты по оплате труда.
СТРУКТУРА
Хозяйственные средства | |||
Основные здание сооружение оборудование инвентарь | Оборотные 1) нормируемые 2) ненормируемые | Внеоборотные Обязательные отчисления, налоги в бюджет, пенсионный фонд, ФОМС | Прочие (отвлеченные хоз. средства) нематериальные активы: лицензии, патенты, торговые марки, программн. продукты, ценные бумаги, вложения |
Ненормируемые – денежные средства предприятия.
Нормируемые – товары, тара.
Тара: - многооборотная; - инвентарная; - однооборотная.
Вспомогательные материалы: этикетки, металлические колпачки, топливо, бензин, стройматериалы, ЛРС (если аптека сама заготавливает или принимает у поставщиков), ЛРС – закупаемое у поставщиков.
Организация учета:
1) Централизованный учет осуществляют аптечные учреждения, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, находящиеся на балансе вышестоящей организации. По результатам деятельности составляют отчеты.
2) Децентрализованный (аптечные предприятия) – самостоятельное юридическое лицо; - имеют расчетный счет в банке; - составляют по результатам деятельности баланс.
Бухгалтерский учет
1) Текущий (аналитический);
2) бухгалтерский учет, обобщает дополнительные, полученные в результате аналитического учета (учет движения товаров в аптеке).
Аналитический учет: учет товаров по группам.
Источники формирования хозяйственных средств:
1) Прибыль: торговое наложение – издержки обращения;
2) Собственный капитал – источник формирования имущества организаций: а) уставной капитал; б) добавочный капитал; в) резервный; г) целевое финансирование и поступления; д) нераспределенная прибыль.
3) Заемный капитал: а) кредиты банка; б) заемные средства; в) кредиторская задолженность; г) обязательства по распределению.
Добавочный капитал – привлеченные финансы инвесторов.