Разработка стратегии развития предприятия - процедура разработки желаемого состояния организации: видения, миссии, целей (карты целей компании и счетной карты ключевых показателей эффективности) и конкретных мероприятий по использованию сильных (слабых) сторон для достижения возможностей (нивелирования угроз).
1. Цель разработки стратегии - повышение управляемости бизнеса за счет вовлечения и обучения персонала в принятие управленческих решений.
2. Решаемые задачи:
- Формирование образа будущей компании
- Разработка миссии, карты целей и счетной карты показателей
- Разработка плана реализации стратегии на 5 лет.
- Разработка плана-графика реализации стратегии на 1 год.
В ходе разработки стратегии определяются:
- важность сильных и слабых сторон в деятельности предприятия;
- вероятность достижения и привлекательность возможностей и угроз;
- причинно-следственные связи между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами
- карта решений сильные стороны/возможности, слабые стороны/возможности, сильные стороны/угрозы, слабые стороны/угрозы.
|
|
- стратегические, среднесрочные и оперативные цели развития компании
- показатели, характеризующие цели различных периодов;
- последовательность и трудоемкость выполнения решений, ответственные исполнители.
3. Технология разработки стратегии развития компании
Предварительный этап - необходимо создать приказом по предприятию рабочую группу и презентовать каким образом будет проводиться разработка стратегии.
1 этап разработки стратегии Определение сильных, слабых сторон внутренней системы предприятия - проводиться каждым экспертом самостоятельно на основе специального шаблона.
2 этап разработки стратегии Определение возможностей и угроз в развитии бизнеса со стороны внешней среды предприятия - проводиться также каждым из экспертов самостоятельно.
3 этап разработки стратегии Экспертная оценка сильных/слабых сторон, возможностей и угроз - на совместном совещании эксперты определяют, какие из представленного совокупного перечня действительно являются сильными (слабыми) сторонами, возможностями (угрозами), и также классифицируют их по различным параметрам. В результате получается классифицированный перечень, из каждой категории которого выбирают по одному выражению, а остальные записывают в транскрипции.
Далее проводиться оценка каждым экспертом - самостоятельно, собирается, систематизируется и анализируется
Возможно подведение итоговой оценки - средним арифметическим, либо в учетом веса (от 0 до 1) каждого эксперта.
Результатом третьего этапа будет являться ранжированный перечень ССВУ.
|
|
4 этап разработки стратегии Разработка шаблона для установления причинно-следственных связей
Разрабатывается и раздается шаблон каждому эксперту для оценки и разработки причинно-следственных связей. Общее правило на данном этапе - сначала выявить связи между 2 мя объектами, затем пары между собой, а затем обратные связи.
5 этап разработки стратегии Установление причинно-следственных связей возникновения угроз, между сильными сторонами и возможностями в развитии бизнеса
На этом этапе проводиться совместное совещание с экспертами и они вместе определяют наличие причинно-следственной связи.
6 этап разработки стратегии Подготовка шаблона матриц для экспертной оценки возможных решений
На этом этапе готовятся таблицы возможных решений и эксперты самостоятельно определяют наличие на их взгляд связи между тем или иным фактором - ставя в клетку знак "+" или оставляя его пустым.
7 этап разработки стратегии Экспертная оценка возможных решений на пересечении строк и столбцов матриц - определяют эксперты сначала индивидуально, затем на общем собрании.
8 этап разработки стратегии Расчет сбалансированности предполагаемых решений и формирование рекомендаций по усилению, ослаблению загруженности ресурсов или излишних надежд на сильные стороны. Определяется как процентное отношение числа найденных решений к числу возможных решений.
9 этап разработки стратегии Мозговой штурм по возможным решениям в поле Сильные стороны / возможности (ССВ)
Результатом является набор решений: как использовать сильную сторону для достижения возможности?
10 этап разработки стратегии Мозговой штурм по возможным решениям в поле Сильные стороны / угрозы (ССУ)
Корректировка возможных решений в поле ССВ
Результатом является набор решений:
1. Как предупредить появление угрозы используя сильную сторону?
2. Что делать, если угроза наступила?
3. Если угроза наступила, что необходимо сделать чтобы сильная сторона не превратилась в слабую?
11 этап разработки стратегии Мозговой штурм по возможным решениям в поле Слабые стороны / возможности (СЛСВ)
Корректировка возможных решений в поле ССВ, ССУ
Результатом является набор решений:
1. Что необходимо сделать со слабой стороной, чтобы перевести ее в сильную для достижения возможности?
2. Что сделать для того, чтобы слабая сторона не мешала осуществлению возможности?
12 этап разработки стратегии Мозговой штурм по возможным решениям в поле Слабые стороны / угрозы (СЛСУ)
Корректировка возможных решений в поле ССВ, ССУ, СЛСВ
Результатом является набор решений:
1. Что сделать со слабой стороной для предупреждения появления угрозы?
2. Что делать со слабой стороной при появлении угрозы?
13 этап разработки стратегии Формирование матриц ССВ, ССУ, СЛСУ, СЛСВ с решениями
14 этап разработки стратегии Разработка миссии, ценности, руководящих принципов, стратегических, долгосрочных и среднесрочных целей предприятия.
15 этап разработки стратегии Определение среднесрочных, долгосрочных и стратегических сроков реализации решений.
16 этап разработки стратегии Определение последовательности реализации решений в достижении возможностей (ССВ+ССУ) (срок, ответственный, исполнители, ранг)
17 этап разработки стратегии Определение последовательности реализации решений для предотвращения угроз (СЛСУ+СЛСВ)
Последовательность разрабатывается согласно дереву причинно-следственных связей.
18 этап разработки стратегии Балансировка ресурсов и сроков
19 этап разработки стратегии Утверждение приказа и концепции генеральным директором