Финансовая отчетность как информационная база финансового менеджмента

Обычно формирование необоротных активов организации производится за счет собственного капитала и долгосрочных заемных средств (пассивов). Оборотные активы организации формируются за счет краткосрочных обязательств и некоторой части собственного капитала.

Ликвидность организации есть ее способность погасить свои краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных активов. Для анализа ликвидности организации стоимость ее оборотных активов должна быть сопоставлена с общей суммой краткосрочных обязательств (пассивов).

Оборотные активы по своему составу не однородны.

В.Н. Фащевский характеризуя неоднородность активов по степени ликвидности, отмечает, что денежные средства в составе оборотных активов обладают абсолютной ликвидностью. При этом он аргументирует это тем, что «они могут быть немедленно использованы для погашения краткосрочных обязательств. Краткосрочные финансовые вложения являются быстрореализуемыми активами. Меньшую ликвидность имеет дебиторская задолженность, так как расчеты с дебиторами могут потребовать времени. Наименее ликвидным имуществом в составе оборотных активов являются запасы. Таким образом, в анализе ликвидности организации имеет значение не только объем, но и структура оборотных активов.

Методика проведения финансового анализа основана на сравнениях аналитических показателей с соответствующими плановыми показателями, отчетными данными предыдущих отчетных периодов или со среднеотраслевыми показателями, а также показателями родственных организаций.

Проводя внутренний анализ, можно взять в качестве основы для сравнения плановые показатели за соответствующий период. Почти все организации разрабатывают плановые показатели, определяющие результаты деятельности при прогнозируемых обстоятельствах. Если действительные результаты соответствуют плановым, следует правомерный вывод, что деятельность организации успешна.

Сравнение с деятельностью организации в прошлом не представляет большой трудности. Однако это сравнение является относительным. Организация, увеличившая рентабельность собственного капитала с 1% до 2%, удвоила этот показатель, и, тем не менее, нельзя сказать, что она работает хорошо. Для более объективной оценки необходимо сопоставить показатели со среднеотраслевыми значениями или с принятым стандартом.

Сравнение с другими организациями может вызвать серьезные затруднения, связанные с различиями во внешних факторах и в учетной политике. Однако если эти различия учитываются, то средние или рекомендованные по отрасли значения представляют хорошую основу для сравнения. Можно в качестве эталонных выбрать значения.

Относительных коэффициентов у лидирующих организаций в отрасли. Сравнение относительных коэффициентов у организаций разных отраслей и сферы деятельности неприемлемо из-за различий в условиях хозяйствования. Например, организации телефонной сети имеют сравнительно высокую рентабельность реализации (отношение прибыли от реализации услуг к выручке от реализации услуг), но рентабельность собственного капитала является средней, поскольку инвестиции в эту отрасль очень велики.

Поскольку услуги организаций телефонной сети оплачиваются абонентами через определенное время после их оказания, у них высок удельный вес дебиторской задолженности, В отличие от них, у организаций розничной торговли продуктами питания рентабельность реализации невелика, тогда как рентабельность собственного капитала значительно выше среднего. Это объясняется высокой оборачиваемостью собственного капитала в связи с высокой оборачиваемостью запасов, а также возможностью избежать значительных инвестиций, арендуя торговые помещения. Удельный вес дебиторской задолженности у организаций розничной торговли незначителен, что нельзя говорить о предприятиях перерабатывающей промышленности.

Наиболее общее представление о динамике основных показателей можно получить на основе вертикального, горизонтального и трендового анализа отчетных данных.

Вертикальный анализ отчетности показывает удельный вес отдельных статей отчетности в итоге баланса. Итог баланса принимается равным 100%, что соответствует сумме всех активов организации или сумме всех пассивов. Доля каждого вида активов или пассивов исчисляется в процентах от их общей суммы. Таким образом, вертикальный анализ показывает удельный вес отдельных видов имущества организации и источников формирования имущества. Достоинством вертикального анализа является то, что он позволяет проводить сравнения организаций различной величины. Вертикальный анализ также позволяет сглаживать влияние инфляции на динамику показателей, поскольку если изменение абсолютных значений показателей вызвано инфляцией, то структура и активов и пассивов при этом существенно не изменится.

Горизонтальный анализ отчетности заключается в сравнении аналитических показателей с данными предшествующих периодов и определении абсолютных или относительных изменений. Динамика различных показателей в течение ряда лет позволяет делать прогнозы, однако ценность горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей за ряд отчетных периодов по сравнению с уровнем базисного периода, для которого все показатели принимаются равными 100%.

Рекомендуемые значения многих коэффициентов устанавливаются не жестко, а в пределах верхней и нижней границы. В определенных случаях исследуется направление изменений.

Учетная политика организации может оказывать существенное влияние на абсолютные и относительные показатели деятельности организации, Например, методы оценки производственных запасов и начисления амортизации: ускоренная амортизация увеличивают себестоимость и оборачиваемость, уменьшают прибыль и рентабельность.

Бухгалтерская отчетность не раскрывает многие факторы, повлиявшие на состояние имущества и источников средств организации. К ним относятся: инфляция, научно-технический прогресс, изменения конъюнктуры рынка, общеэкономические изменения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: