Гностицизм и его влияние на христианство

Основой еретических учений стал гностицизм (от слова "гнозис" - "знание"), представлявший собой причудливую смесь христианских взглядов, отдельных положений эллинской философии, догматов зороастризма и манихейства. Русский философ конца XIX столетия Сергей Трубецкой, исследуя происхождение гностицизма, писал, что «существование дохристианского гностицизма среди евреев признается всеми». [58] Он отмечал, что у дохристианских гностиков была развита: «оппозиция против всей ветхозаветной веры, против самого Бога Ветхого Завета. Силы Божии, силы небесные не только обособлялись от Божества как особые миры или эоны, но прямо противополагались Ему. Бог закона или демиург (демиург - греч. работающий для народа) был признан ложным богом, а змей, давший вкусить плодов познания, явился носителем истинного гнозиса» [58. 363] Так С. Трубецкой раскрыл происхождение современного сатанизма. Однако в гностицизме кроются истоки и других мировоззренческих представлений. «Магия была распространена во всём древнем мире и помимо еврейства; мало того, сами евреи учились ей у халдеев и египтян, которые считались особенно сведущими по этой части. В период разложения язычества магия процветала более чем когда-либо. Но замечательно, что именно на почве еврейства она развилась в особую форму религии – в гностицизм…В монотеизме, наоборот, между религией и суеверием, между культом и магией не могло быть компромисса; в чистой религии закона, в вере Моисеевой, суеверие не могло найти себе пищи, и потому в своем развитии оно должно было вести к отступничеству – к культу мудрого змея. Отсюда и объясняется, что, несмотря на всеобщее распространение, суеверие, гностицизм как особая религиозная форма мог зародиться лишь в монотеистической среде, которая как бы выделила его из себя. Отсюда объясняется и дуалистический характер гностицизма, и его тенденция богоборства, выражающаяся как в его борьбе с демиургом и архонтами (Архонты («начальники», «правители») Сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе – «князь мира сего)». [58. 392]

Трубецкой писал, что гностицизм дал основы ангелологии и демонологии, учению о семи небесах, присвоил имена стихиям и небесным светилам, заложил основы астрологии. Гностицизм в том виде, в каком о нем сообщает С. Трубецкой, является модернизированным вариантом язычества, соперничавшим с укрепляющимся христианством и наносившим ему существенный вред.

Самые ранние формы гностицизма на основе христианства возникли еще в I в. н. э., как только оно стало распространяться вне иудейской среды, а во II - III вв. н. э. возникли целые гностические богословские системы. Характерной чертой всех гностических учений было отвращение к существующему миру, к материи как таковой. Из философии Платона и его последователей одни гностики позаимствовали определение материи как мертвого, безжизненного, косного хаоса. Другие гностики, развивая отдельные взгляды зороастрийцев, предпочитали видеть в материи живое, деятельное, но злое начало, противостоящее Богу. Бог в гностицизме, несмотря на использование последователями этого учения христианских терминов, понимается отлично от Божественной Троицы. Следовательно и человек теряет свое главное качество, завещанное Христом – любовь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: