Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Школа научного управления.
Создатели школы научного управления – Ф. Тейлор, Гантт,
Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы, выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.
Школа административного управления.
(А. Файоль, М. Вебер) Ее цель – разработка универсальных принципов управления организации в целом, которые обязательно приведут организацию к успеху. рассматривает подходы к управлению организацией в целом. Анри Файоль сформулировал 14 принципов:
- Разделение труда.
- Полномочия и ответственность.
- Дисциплина.
- Единоначалие.
- Единство руководства.
- Подчиненность личных интересов общим.
- Вознаграждение персонала.
- Централизация.
- Иерархичность.
- Порядок
- Справедливость.
- Стабильность рабочего места для персонала.
- Инициативность.
- Корпоративный дух.
концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера (немецкий социолог и экономист). Он считал, что организации должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе. Вебер назвал эту организационную форму управления бюрократией.
|
|
Школа человеческих отношения и поведенческих наук.
Суть школы: признание чел фактора основным элементом эффективности организации. Представители – Мэйо, Фолетт, Бернард.
· производительность труда зависит от морального климата в коллективе
· удовлетворение соц потребностей работников способствует повышению эффективности организации
· адаптация работников к изменениям во внешней и внутренней среде облегчается, если они работают в сплоченном коллективе
· руководители должны информировать работников о планах и деятельности организации
· привлечение работников к управлению производством повышает их заинтересованность в эффективном труде
·
Количественная школа.
Представители школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть представлен в математическом виде.
Основным методом количественной школы является моделирование. Распределение ресурсов, оптимизация транспортных потоков и т.д.
Цели и функции управления.