Установление контакта. Принятие решения о совместной работе. Диагностика организации. Разработка программы проекта. Сбор и анализ информации. Взаимодействие с клиентской компанией. Управление проектом. Формулирование рекомендаций. Критический разбор и оценка эффективности проекта.
Сущность управленческого консультирования
Управленческим консультированием называется предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Управленческое консультирование играет одну из ведущих ролей в управленческой инфраструктуре в условиях рыночной экономики. Услугами консультантов пользуются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
Зарождение управленческого консультирования было вызвано двумя основными причинами:
• постоянным поиском предпринимателями и руководителями новых средств повышения эффективности и результативности организации;
|
|
• желанием специалистов-управленцев найти коммерческое приложение своим способностям.
Выделяют три этапа в развитии управленческого консультирования.
Первый этап характеризуется приходом в управленческое консультирование бывших успешных управленцев. Основным недостатком такого \> консультирования акцентирование бывшими управленцами собственного опыта. Однако даже самый ценный опыт быстро устаревает.
Второй этап характеризуется специализацией консультантов по конкретным управленческим проектам. Консультирование заключается в приспособлении разработанной консультантами эффективной управленческой технологии к условиям конкретной организации-клиента.
Третий этап развития управленческого консультирования характеризуется преобладанием системного подхода к диагностике организаций и рекомендуемым решениям. Представители третьей волны консультантов делают акцент на комплексном решении проблем организации и тесном взаимодействии консультантов и специалистов организации-клиента.
По своей направленности управленческое консультирование
• целеориентированным, т.е. направленным на достижение конкретных целей организации;
• ценностно-ориентированным, т.е. направленным на внедрение в организации новых социально-управленческих ценностей;
• личностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие способностей сотрудников организации, изменение их роли в
ятельности организации;
• проблемно-ориентированным, т.е. направленным на выявление проблем в деятельности организации.
|
|
Сутью управленческого консультирования является передача организации-клиенту управленческих знаний, привитие новых подходов к управлению, позволяющих реализовать эти знания на практике, и развитие личностных качеств, навыков, умений и способностей персонала, необходимых для эффективного применения новых знаний в каждой конкретной ситуации.
Используемые в управленческом консультировании знания имеют два измерения:
• техническое, относящееся к производственным и управленческим процессам, проблемам, с которыми приходится сталкиваться организации-клиенту при реализации производственных и управленческих процессов, а также методам решения этих проблем;
• социально-психологическое, относящееся к сфере межличностного и социального взаимодействия работников организации-клиента, восприятию ими производственных и управленческих проблем, и степени их заинтересованности в решении данных проблем.
Учитывая эти особенности управленческого консультирования, выделяют два его типа:
• техническое управленческое консультирование;
• социально-психологическое управленческое консул ьти рован и е.
Техническим управленческим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах организации производства, его технологического обеспечения, распределения и использования ресурсов, бухгалтерского учета, информационно-аналитического обеспечения,!статистики, исследования операций, моделирования управленческих ситуаций, формирования управленческих решений и
Социально-психологическим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах развития и активизации человеческих ресурсов, методах разрешения конфликтов в организации, набора и отбора персонала, профессиональной и социальной адаптации новых работников и т.д.
Вне зависимости от своей направленности и типа управленческое консультирование имеет следующие характерные черты:
Во-первых, консультанты играют роль связующего звена между теорией и практикой управления, потому что они должны постоянно следить за развитием теории и практики управления, распознавать общие тенденции и типичные причины проблем, обобщать приобретенный опыт в решении производственных, организационных и социально-психологических проблем различных организаций, творчески использовать научные рекомендации и приобретенный опыт для разрешения новых проблем.
Во-вторых, консультанты не обладают I должностными полномочиями принимать управленческие решения в организации-клиенте. Наиболее часто роль консультанта заключается в разработке рекомендаций по принятию соответствующего управленческого решения, мониторинге претворения в жизнь принятого руководством организации-клиента управленческого решения и разработке дополнительных советов по его практической реализации. Всю ответственность за принятие и реализацию управленческого решения несет руководство организации-клиента.
В-третьих, управленческое консультирование, как правило, осуществляется независимой службой. Для успешной реализации своих функций консультант должен обладать технической, финансовой, административной, политической и эмоциональной независимостью.
Техническая независимость означает, что оценка консультантом технических проблем в организации должна строиться на объективных критериях и не должна быть навязана организацией-клиентом.
Финансовая независимость означает, что консультант не должен получать непосредственной финансовой выгоды от действий, предпринимаемых клиентом по его рекомендации. Процесс консультирования должен быть направлен исключительно на интересы организации-клиента.
Административная независимость означает, что консультант не должен находиться в прямом подчинении должностных лиц организации-клиента. Проблема административной независимости особенно важна для внутреннего консультирования, когда консультант является сотрудником организации-клиента.
|
|
Политическая независимость означает, что консультант не должен быть зависим от политических структур, через которые руководство и сотрудники организации-клиента могли бы оказать на него влияние. Политическая независимость особенно важна при консультировании государственных и муниципальных органов власти.
Эмоциональная независимость означает, что консультант должен всегда сохранять определенную дистанцию в личных отношениях с сотрудниками организации-клиента, чтобы эти отношения не повлияли на беспристрастность и объективность его рекомендаций.
Абсолютная независимость консультанта невозможна в принципе, поскольку консультанты всегда зависят от клиентов в вопросах заключения контрактов, размера оплаты услуг, продолжения сотрудничества, но, тем не менее, ориентация консультанта на сиюминутные выгоды может нанести ему более ощутимый ущерб в долгосрочной перспективе.
В-четвертых, консультант всегда работает с людьми, представляющими организацию-клиента. В этой связи важнейшей особенностью консультационной деятельности является, с одной стороны, внимание к чувствам и мыслям других людей, готовность уважать их ценности и взгляды, способность эмоционально отозваться на переживания сотрудников организации-клиента, а с другой -умение консультанта отстаивать собственное мнение, сохранять принципиальность при несовпадении взглядов на пути разрешения этически сложных проблем.
В-пятых, успех консалтингового проекта во многом определяется качеством информации, получаемой от организации-клиента. Консультант должен строго соблюдать принцип конфиденциальности, в противном случае клиент, опасаясь разглашения важной для него информации, начнет ее фильтровать, что негативно скажется на ее качестве.
|
|
В-шестых, консультант в рамках контракта распоряжается определенными ресурсами организации-клиента. Бережное отношение к выделенным ему ресурсам, четкая организация процесса консультирования, адекватная оценка результатов его этапов, планирование и контроль необходимых работ делают консалтинговые услуги более привлекательными для клиентов.
Управленческое консультирование является деятельностью по оказанию специализированных услуг организации-клиенту. Выделяют следующие виды консалтинговых услуг:
• предоставление информации;
• предоставление специальных знаний и опыта;
• предоставление услуг специалистов;
• новый взгляд на проблему;
• помощь в урегулировании внутренних конфликтов;
• помощь в приобретении ресурсов;
• обучение руководителей и сотрудников;
• психологическое консультирование;
• содействие переменам в организации.
Предоставление информации. Информационно-аналитические консалтинговые услуги позволяют организации-клиенту повышать качество принимаемых управленческих решений. Наиболее часто клиентам необходима дополнительная информация:
• о потребностях и покупательском поведении потребителей продукции и услуг организации;
• о новых тенденциях в разработке, дизайне, технологии производства продукции и оказания услуг в сфере деятельности организации;
• об объеме и динамике рынков, на которых действует организация;
• о поставщиках и других внешних организациях, с которыми организация может взаимовыгодно сотрудничать;
• о сильных и слабых сторонах конкурентов организации;
• об источниках научно-технической информации;
• о политике правительства;
• об изменениях в законодательстве.
Специализированная информация может предоставляться либо в виде первичных данных, либо в виде результата их обработки и анализа.
Предоставление специальных знаний и опыта. Такие знания чаще всего необходимы руководителям высшего и среднего звена управления, в недостаточной степени владеющим узкоспециальными техническими навыками. Области управления, в которых наиболее часто требуются советы консультантов:
• разработка стратегии организации;
• проведение маркетинговых исследований;
• разработка маркетинговой стратегии;
• повышение эффективности кампаний по продвижению продукции и услуг организации;
• разработка программ создания новой продукции и услуг;
• разработка программ снижения себестоимости продукции и услуг;
• совершенствование организационной структуры;
• разработка систем получения и обработки информации;
• внешнеторговая и внешнеполитическая деятельность;
• дизайн и реклама продукции и услуг.
Особенностью работы консультанта в сфере предоставления специальных знаний и опыта является использование специализированных аналитических методов, творческих подходов и новейших научно-технических разработок.
Предоставление услуг специалистов. Если какая-то работа в организации носит разовый или временный характер, ее выполнение может быть поручено консультанту.
К подобным консультационным услугам обычно прибегают:
• руководители, не желающие держать в штате организации высокооплачиваемых специалистов;
• руководители, по каким-либо причинам сократившие свои технические подразделения;
• руководители государственных структур, чтобы обойти ограничения по найму нового персонала.
Новый взгляд на проблему. Любому человеку, в том числе и руководителю, свойственна селективность восприятия и ограниченность навыков познания окружающей действительности. В сплоченных организациях с устойчивой корпоративной культурой интересы руководителя, его приоритеты, предрассудки и суждения сильно зависят от общих интересов и норм, разделяемых его ближайшим окружением. Замкнутая управленческая группа изначально ограничена в выборе путей решения проблемы, потому что ее члены рассматривают их только с точки зрения превалирующих ожиданий и типичных для группы способов действий. Консультант должен помочь руководителю отстраниться от проблемы, взглянуть на нее со стороны и найти новые средства для ее решения.
Особенностью работы консультанта в сфере обеспечения нового взгляда на проблему является использование специализированных методов принятия управленческих решений.
Помощь в урегулировании внутренних конфликтов. Несовпадение мнений в организации может являться и источником ее развития, и источником внутренних конфликтов, снижающих эффективность функционирования организации. Консультант, приглашенный для оказания помощи в разрешении внутриорганизационного конфликта должен проявлять разумную осторожность. Руководитель может пригласить его не для получения беспристрастного совета, а для возможной поддержки одной из сторон конфликта. Участие в урегулировании внутриорганизационных конфликтов требует от консультанта досконального изучения точек зрения всех заинтересованных сторон и понимания интересов и целей участников конфликта. Шансы на успех консалтингового проекта возрастают, если консультант, приглашенный для помощи в урегулировании внутренних конфликтов, руководствуется в своей деятельности исключительно интересами организации-клиента, а не интересами лиц, участвующих в конфликте.
Помощь в приобретении ресурсов. Одной из важнейших функций руководителя является привлечение ресурсов от лица организации. Помощь консультанта организации-клиенту в приобретении ресурсов может заключаться:
• в выявлении возможных поставщиков требуемых ресурсов;
• в предоставлении контактной информации;
• в разработке коммуникационной стратегии при обращении к поставщикам важных ресурсов;
• в решении проблем в ходе работы с поставщиками;
• в оценке потребностей организации в инвестициях;
• в нахождении источников финансирования;
• в составлении и подаче заявок на получение средств из государственных и негосударственных фондов;
• в подготовке и презентации бизнес-планов;
• в выявлении пробелов в навыках и знаниях персонала;
• в оценке потребности организации в человеческих ресурсах;
• в разработке процедур оценки персонала, набора и отбора новых работников.
Обучение руководителей и сотрудников. Обучение персонала в процессе консультационной деятельности может рассматриваться и как неотъемлемая часть любого проекта и как отдельный проект. Проведение профессионального обучения руководителей и сотрудников позволяет научить их новым методам и техническим приемам, которые консультант использует в своей работе, чтобы по окончании проекта они могли самостоятельно их совершенствовать.
Основными методами обучения персонала на рабочем месте являются:
• инструктаж (разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте);
• ротация (временное перемещение сотрудника на другую должность с целью приобретения новых навыков);
• наставничество (слежение за развитием сотрудника, оказание помощи советами, подсказками и другими действиями).
К достоинствам обучения на рабочем месте относится его практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями работника, возможность повторения и закрепления изученного материала.
Основными методами обучения персонала вне рабочего места являются: лекции, семинары, тренинги, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры.
Психологическое консультирование. Психологическое консультирование является методом оказания помощи отдельным сотрудникам и руководителям организации-клиента в обнаружении, осмыслении и решении их личных проблем. Такая услуга может помочь работникам в преодолении личных трудностей, более эффективном исполнении служебных обязанностей и согласовании личных целей с целями организации.
Основные требования к психологическому консультированию:
• индивидуальный подход;
• доверие;
• взаимное уважение;
• отсутствие формализма;
• конфиденциальность.
Содействие переменам в организации. Успешное выполнение консалтинговых проектов, как правило, сопряжено с изменением организационной структуры, ролей и образа действий руководителей. Однако любые перемены в организации практически всегда затрагивают укоренившиеся связи, привычки, личные и коллективные интересы, и поэтому могут стать серьезным стрессовым фактором, вызывающим скрытое или явное сопротивление.
В таких ситуациях помощь консультанта может заключаться:
• в обосновании необходимости изменений;
• в разработке стратегии и плана проведения изменений;
• в проведении мониторинга процесса изменений;
• в оценке полученных результатов;
• в корректировке действий, предпринимаемых руководством на всех стадиях процесса изменений.
Консультант может предложить рекомендации как по применению конкретных методов и подходов к проведению изменений, так и по вопросам межличностных отношений, мотивации, конфликтов, и другим проблемам личного и организационного характера.
В процессе управленческого консультирования одинаково важны и сами действия и порядок их совершения.
Основные этапы процесса управленческого консультирования:
• подготовка к консультированию;
• диагностика организации-клиента;
• планирование действий;
• внедрение изменений;
• завершение консалтингового проекта.
Подготовка к консультированию. В ходе этого этапа клиент и консультант завязывают первоначальные контакты, стараются узнать как можно больше друг о друге, проводят предварительный анализ проблемы, возникшей в организации-клиенте, и на его основе договариваются об объеме проекта и подходах к решению проблемы.
Результатом этапа является устная договоренность о начале работ или подписанный сторонами контракт на консультирование. Степень формализации начала работ зависит от степени информированности консультанта и клиента друг о друге, от ожиданий клиента в отношении результатов проекта, от ресурсов, которые клиент готов выделить на проект, от необходимости обсуждения возможного проекта с вышестоящими руководителями организации-клиента или третьими лицами.
Особенностью подготовительного этапа для консультанта является необходимость произвести благоприятное впечатление на представителей организации-клиента, добиться взаимопонимания в отношеШИИ правил взаимоотношений, а также реалистично оценить возможность решения проблемы.
Диагностика организации-клиента. Организационной диагностикой называется установление и изучение признаков, характеризующих состояние организации, для выявления возможных нарушений в ее работе. Диагностика организации-клиента является ключевым этапом процесса консультирования. В основе диагностики лежит научный анализ релевантных данных, результатом которого должно стать выявление присущих им тенденций и связей, превращающее необработанные данные в ценную информацию. Основные цели второго этапа процесса консультирования:
• детальное изучение проблемы, стоящей перед организацией-клиентом;
• выявление причин возникновения данной проблемы;
• изучение взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации-клиента;
• получение и структуризация информации, необходимой для организации работы по решению проблемы;
• определение способности | организации-клиента осуществить изменения и эффективно решить проблему.
В управленческом консультировании используют как общенаучные методы диагностики (мыслительно-логические, классификации и построения типологии, эмпирические и др.), так и специализированные подходы к диагностике организаций (структурный, маркетинговый, нормативный, функциональный и др.).
Планирование действий. Третий этап процесса консультирования включает в себя:
• поиск идей для разработки вариантов решения проблемы;
• разработку альтернативных вариантов решений и анализ их эффективности;
• представление клиенту рекомендаций по решению проблемы.
Основой эффективного планирования действий является тщательный анализ проблемы, ее причин и сил, влияющих на процесс изменений в организации-клиенте. На этапе планирования действий желательно более активное участие клиента, чем на диагностическом этапе. Основные причины полезности привлечения клиента к участию в планировании действий:
• затраты времени и средств на разработку альтернативных вариантов решения проблемы уменьшаются, если эти варианты разрабатываются совместно с сотрудниками организации-клиента;
участие квалифицированных сотрудников организации-клиента в планировании действий позволяет увеличить количество реалистичных вариантов решений
• выполнение части работ сотрудниками организации-клиента под руководством консультанта может снизить общую стоимость проекта;
• участие сотрудников организации-клиента в процессе планирования побуждает их более ответственно подходить к реализации решения на стадии внедрения;
• участие в планировании действий позволяет организации-клиенту повышать квалификацию своих сотрудников.
Внедрение изменений. Участие консультанта в этапе внедрения изменений станет более привлекательным для клиента (в том числе и с финансовой точки зрения), если консультант будет следовать следующим правилам:
• количество консультантов, задействованных консалтинговой фирмой на этапе внедрения, постепенно сокращается до одного человека, который должен стать посредником между консалтинговой фирмой и организацией-клиентом;
• консультант отслеживает выполнение наиболее сложных видов работ;
• консультант встречается с клиентом в основном для обсуждения хода работ, и вмешивается в этот ход только по просьбе клиента;
• программа внедрения должна предусматривать измеримые результаты отдельных задач, операций и этапов;
• в программе внедрения должно быть предусмотрено обучение сотрудников организации-клиента соответствующим методам и приемам проведения работ;
• в программе внедрения должна быть предусмотрена возможность ее приостановки и даже временного возвращения к старой практике ведения дел в случае возникновения непредвиденных затруднений;
Завершение консультационных услуг. Наиболее важной частью завершающего этапа процесса управленческого консультирования является оценка результатов проекта. Без нее невозможно установить, выполнены ли поставленные задачи и оправдывают ли полученные результаты затраченные на них средства.
Успешные консалтинговые проекты могут обеспечивать организации-клиенту три вида конкурентных преимуществ.
• приобретение работниками новых умений и навыков (например, диагностических, коммуникативных, организационных, технических, информационно-аналитических и др.);
• внедрение новых технологических и организационных систем (например, систем сбора, обработки и хранения информации, систем оплаты труда; систем производственного обучения и повышения квалификации персонала и т.д.);
• повышение эффективности организации за счет роста производительности и результативности труда.
Оценка эффективности консалтингового проекта должна включать в себя определение эффективности использования выделенных на проект финансовых и других ресурсов, оценку качества взаимодействия консультанта с сотрудниками организации-клиента, и качества управления проектом в целом.
Оценку результатов проекта следует представлять в виде самостоятельного отчета или в виде раздела заключительного отчета по выполнению проекта.
52 Методы и модели принятия управленческого решения