Правовое регулирование запрета монополистической деятельности и деятельности, направленной на ограничение недобросовестной конкуренции

Субъекты монополистической деятельности - предприниматели, финансовые организации.

Выделяют такие виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства, как:

1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, которое делится на:

А) договорные, состоящие в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор только на выгодных для него условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности,

Б) односторонние (недоговорные) злоупотребления, которые связаны непосредственно с заключением договоров и носят односторонний характер;

2) соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию, (между конкурирующими субъектами предпринимательства) и соглашения (между неконкурирующими субъектами предпринимательства), а также письменные соглашения (договоры), устные соглашения и договоренности, согласованные фактические действия субъектов предпринимательства по координации предпринимательской деятельности. Недобросовестной конкуренцией являются действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречат законодательству, обычаям делового оборота и так далее, а также могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, но не могут быть ими признаны органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

37. Недобросовестная конкуренция

Недобросовестной конкуренцией на товарных рынках являются направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг представляет собой действия финансовых организаций, которые направлены на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, причиняют или могут причинять убытки конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

При недобросовестной конкуренции возможно причинение имущественного вреда в виде убытков, которые могут выражаться в потере или уменьшении прибыли за счет неправомерных действий. Субъектами недобросовестный конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, не признаются ими органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица. Субъектами защиты от этого правонарушения считаются конкуренты.

Недобросовестной конкуренцией являются:

1) паразитирование - смешение между деятельностью конкурентов в виде продажи, обмена товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

2) дискредитация конкурента и его деятельности - получение эффекта в соперничестве между конкурентами за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями;

Дискредитация подразделяется на:

А) прямую, т. е. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или финансовой организации либо нанести ущерб их деловой репутации;

Б) косвенную, т. е. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом или финансовой организацией производимых или реализуемых им товаров (услуг) с товарами (услугами) других хозяйствующих субъектов (финансовых организаций);

3) дезорганизация деятельности конкурента - получение, использование, разглашение коммерческой и служебной тайны и охраняемой законом тайны;

4) введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении предлагаемых им товаров, работ, услуг относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

5) демпинг - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости

38. Законодательство, предусматривающее ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

за виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность. За такие нарушения предусмотрено три вида ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Меры административной ответственности установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. В частности, ст. 19.8 предусматривает ответственность за непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий, а ст. 19.5 - за невыполнение в срок законного предписания этих органов и должностных лиц.

Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции установлена статьей 178 Уголовного кодекса РФ. Данная статья предусматривает наказание за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, "граничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. За те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более суровое наказание.

Состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, то есть для наступления уголовной ответственности не требуется доказательств реального причинения вреда. Достаточно того, что преступление совершается умышленно, то есть виновный осознает, что предпринимаемые им действия ведут к ограничению конкуренции, и стремится к этому результату.

Часть третья статьи 178 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за совершение указанных деяний с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

39. Понятие и правовое регулирование рекламы

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О рекламе" (13 марта 2006 г.)

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Во-первых, правовое регулирование касается преимущественно коммерческой рекламы. Политическая реклама, то есть свободное выражение определенных политических взглядов и агитация за них, пользуется, как правило, конституционной защитой в любом демократическом государстве. И хотя определенные ограничения для политической рекламы существуют (например, во время избирательных кампаний), они не так строги и ужесточены как для рекламы коммерческой. Так, в части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» прямо сказано, что «настоящий ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: