Выгодоприобретатель – лицо, которое страхователь назначил по условиям договора страхования для получения страховых выплат при наступлении страхового случая. Во многих случаях страхователь и выгодоприобретатель совпадают в одном лице.
Обязанности страхователя (выгодоприобретателя) сводятся к следующему:
1) страхователь (выгодоприобретатель) обязан сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страхователем страховщику при заключении договора страхования, которые могут существенно повлиять на увеличение страхового риска (п. 1 ст. 959 ГК РФ);
2) при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные ему «обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику» (п. 1 ст. 944 ГК РФ);
3) в установленные договором порядке и сроки страхователь (выгодоприобретатель) должен уплатить страховщику страховую премию (ст. 954 ГК РФ, ст. 11 Закона об организации страхового дела в РФ); при этом договор страхования вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ); г) страхователь (выгодоприобретатель, если он намерен воспользоваться своим правом на выплату страхового возмещения) обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая и принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки от страхового случая (ст. 961, 962 ГК РФ).
|
|
Объектом страхования являются страховые интересы, т. е. имущественные интересы.
Размер вреда и убытка, причиненного личности, исчисляется в денежной форме, несмотря на то что связан этот убыток с жизнью, здоровьем и трудоспособностью гражданина, которые не являются предметами гражданского оборота.
Для определения понятия объекта страхования следует также определить принятые в страховании термины: «страховой риск», «страховой случай», «страховая сумма», «страховая премия». Их принято называть страховыми терминами, поскольку эти элементы являются существенными для страхового правоотношения.
Страховым риском является вероятное и возможное событие, в случае наступления которого страховщик становится обязанным выплатить страхователю (выгодоприобретателю) страховую сумму.
Страховой случай – это, по сути, реализовавшийся страховой риск.
Страховая сумма – это установленная сторонами в договоре страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется осуществить выплату страхователю при наступлении страхового риска.
|
|
Страховая премия является платой за страхование, уплачиваемой страхователем страховщику путем уплаты страховых взносов.
46. Правовое регулирование банковской деятельности
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется на основании:
1) Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В области банковского права Конституция устанавливает:
– правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти;
– регулирует денежно-кредитную систему РФ в целом, закрепляя, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ;
– принцип независимости Центрального банка РФ от органов государственной власти при осуществлении им своих основных функций;
2) ГК РФ, где определяются:
– понятие предпринимательской деятельности и ее признаки;
– понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т. п.;
3) иных федеральных законов:
– Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
– Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»;
– Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
– Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;
– Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
– Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.;
4) указов Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов;
5) постановлений правительства;
6) актов специализированных министерств и ведомств;
7) актов ЦБ РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции. Они обязательны для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти, вступают в силу со дня опубликования в Вестнике ЦБ РФ, за исключением случаев, когда иной срок установлен советом директоров Банка России, не имеют обратной силы;
8) норм международного права – международных договоров и межбанковских соглашений. При этом международное право имеет приоритет перед нормами российского права.
Вопросы банковского права регулируются двумя группами международных норм:
1) нормами международного права – межправительственные соглашения, межведомственные договоры;
2) нормами, не имеющими силы международных, – они становятся обязательными:
– только при ссылке на них в международных контрактах;
– при специальном объявлении их в качестве таковых актами государственных органов РФ.
Недостатки законодательства в области банковского права:
1) отсутствие единого нормативного документа;
2) многообразие ведомственных актов;
3) многие вопросы урегулированы актами Государственного банка СССР.
Кроме нормативно-правовых актов, банковская деятельность регулируется обычаями делового оборота, которыми признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
47. Понятие и источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической деятельности в Законе «Об экспортном контроле» определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)».
|
|
Особенности внешнеэкономической деятельности:
– под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, граждане чаще всего становятся ее участниками при осуществлении международной инвестиционной деятельности: учреждении юридических лиц за рубежом, приобретении акций(долей)иностранных юридических лиц и др.;
– внешнеэкономическая деятельность – это, как правило, предпринимательская деятельность. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;
– субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;
– направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации; иностранные государства и иные публичные образования; международные организации. Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.
|
|
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.
Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.
По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т. п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. Однако основным видом юридических действий являются внешнеэкономические сделки.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой комплексное правовое обеспечение, состоящее из взаимодействующих и взаимосвязанных правовых источников международного и национального характера.
Международные источники:
1) Международные договоры двух типов:
– устанавливающие основы международных экономических связей (Соглашения о товарообороте, товарные соглашения, соглашения о кредитах);
– создающие единообразное (унифицированное, гармонизированное) правовое регулирование международных коммерческих сделок на основе единых коллизионных и материально-правовых норм частного права (конвенции, содержащие унифицированные нормы, направленные на единообразное регулирование международных коммерческих сделок – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (1980), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988));
2) Решения международных судов, имеющие большое значение для правового обеспечения международных коммерческих контрактов. Наиболее значима в этой сфере практика европейских международных судов, рассматривающих конфликты в сфере экономических отношений – прецеденты Суда справедливости Европейского союза (Люксембург);
3) Обычаи делового оборота – единообразные устойчивые правила, сложившиеся в предпринимательской практике, не имеющие обязательной юридической силы, но становящиеся обязательными для участников коммерческой сделки при условии указания на это обстоятельство в коммерческом контракте. Обобщенными обычаями делового оборота являются Международные правила по унифицированному толкованию терминов (ИНКОТЕРМС), содержащие основные базисные условия поставки(например, базисные условия поставки – типовой набор обязательств продавца и покупателя в международной торговле); унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные правила по ИНКАССО, унифицированные правила для договорных гарантий и т.д.
4) Коллизионные нормы – устанавливают национальную правовую систему, подлежащую применению к обязательствам сторон. Коллизионные нормы могут содержаться как в международном договоре, так и в национальном законодательстве. Право, применимое к договорным обязательствам определяется двумя способами:
– стороны контракта могут автономно выбирать применимое право (субъективная привязка);
– если стороны такого выбора не сделали, применению подлежит правопорядок наиболее тесно связанный с договором (объективная привязка).
Может оказаться, что в правовой системе действует несколько коллизионных норм по одним и тем же правоотношениям. В этом случае применению подлежат коллизионные нормы: а) международно-правового происхождения; б) специального законодательства; в) существовавшие в момент возникновения правоотношения.
Действия сторон внешнеэкономической сделки по правовому обеспечению международного коммерческого контракта должны состоять в следующем:
– определение международных конвенций, применимых к сделке;
– выбор международных обычаев, действующих в отношении предмета сделки;
– выяснение правил, действующих в сфере региональной или универсальной интеграции, принятых в рамках международной организации;
– уяснение позиций международных судов по указанным вопросам;
– составление проекта контракта с набором необходимых сторонам условий;
– уяснение вопроса о возможности применения коллизионной привязки – «автономии воли»;
– выяснение вопроса оправе, применимом к форме сделки и статусу сторон;
– определение императивных норм национального права, применимых к данному правоотношению;
– ознакомление с судебной практикой;
– выбор судебной системы на случай возможных конфликтов.
48. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности