Общие методические указания. по самостоятельной работе студентов

по самостоятельной работе студентов........................................................... 5

1.1. Задачи изучения........................................................................................... 5

1.2. Принципы организации самостоятельной работы........................................ 6

2. Предмет этики....................................................................................... 7

2.1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность»............................................ 7

2.2. Этика – наука о морали................................................................................ 8

2.3. Структура морали........................................................................................ 9

3. Классические теории морали.............................................................. 13

3.1. Понятие «ценность»................................................................................... 13

3.2. Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона........................... 13

3.3. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля....................................... 16

3.4. Ценности гедонистической этики Эпикура............................................... 19

3.5. Этика киников........................................................................................... 21

3.6. Этика стоиков............................................................................................ 23

3.7. Этика Спинозы.......................................................................................... 24

3.8. Ценности этики утилитаризма................................................................... 26

3.9. Моральная мотивация как ценность этики И. Канта.................................. 27

4. Современная этика.............................................................................. 30

4.1. Ф. Ницше о морали.................................................................................... 30

4.2. Этика справедливости Дж. Ролза............................................................... 32

4.3. Прикладная этика....................................................................................... 34

4.4. Профессиональная этика как разновидность прикладной.......................... 34

4.5. Предмет профессиональной этики............................................................. 36

5. Категории этики.................................................................................. 40

5.1. Добро и зло................................................................................................ 40

5.2. Моральный долг........................................................................................ 44

5.3. Стыд........................................................................................................... 45

5.4. Совесть...................................................................................................... 46

5.5. Справедливость.......................................................................................... 47

5.6. Моральная свобода и ответственность....................................................... 49

5.7. Правда и ложь............................................................................................ 57

5.8. Честность................................................................................................... 53

5.9. Достоинство............................................................................................... 54

5.10. Честь........................................................................................................ 57

6. Методические указания к самостоятельной работе........................... 58

6.1. Содержание лекционного курса................................................................. 58

6.2. Методические указания к семинарам и тематика семинарских занятий..... 59

6.3. Методические указания для выполнения домашней письменной работы... 61

Приложение 1.................................................................................................. 95

Приложение 2................................................................................................ 103

Приложение 3................................................................................................ 104

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Задачи изучения

Этика как наука о морали занимает особое место в системе образования. Этика значима для осознания того, что человек не является целиком природным существом, он сверх своих природных качеств обладает духовной свободой.

Изучение этики технологически может осуществляться различными способами в зависимости от конкретных реалий учебного процесса (в зависимости от очно-заочной, очной, дистанционной форм обучения; в зависимости от количества часов, отводимых на дисциплину и т. п.).

Целесообразность изучения этики продиктована глубинным смыслом этики, состоящим в том, что при решении практических задач (в том числе профессиональных) она заставляет считаться с моральными ориентирами личности. Какую бы сферу жизни мы не рассматривали, исторический опыт подтверждает, что отказ от требований морали пагубно сказывается на реальной общественной и личной жизни.

Этика (нравственная философия) является своего рода путеводителем, который описывает примечательные места, но не может уговорить, как писал В. С. Соловьёв, ехать в Италию того, кто решил поехать в Сибирь. Более того, замечает он, само изложение моральных норм не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего не достижение правильной жизни, а совсем другую цель.

Эффективность изучения этики определяется множеством факторов, важнейшим из которых следует признать моральную мотивацию того, кто изучает этику. Приступая к изучению этой дисциплины, необходимо помнить, что семена этики должны попадать на благодатную почву. Иначе говоря, очень многое в этом процессе будет зависеть от того, с какими установками приступать к изучению этики. Как указывал Аристотель, от этики будет польза для тех, кто умеет владеть своими страстями и обладает стремлением направлять их на прекрасные цели. Этика действенна только в том случае, если находит воплощение в нравственной деятельности тех, кто её изучает.

Приобщение студентов к этической проблематике предполагает решение следующих задач:

– понимание специфики этического знания, специфики сущности морали и последствий нарушения её норм;

– осмысление преемственных связей в развитии этической мысли;

– осмысление значимости общечеловеческой составляющей в моральном процессе;

– формирование потребности к самооценке и моральной мотивации своих действий;

– формирование способности толерантного отношения к «иным» нравственным ценностям;

– формирование навыков социально-этического анализа различных сторон общественных отношений и деятельности людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: