по самостоятельной работе студентов........................................................... 5
1.1. Задачи изучения........................................................................................... 5
1.2. Принципы организации самостоятельной работы........................................ 6
2. Предмет этики....................................................................................... 7
2.1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность»............................................ 7
2.2. Этика – наука о морали................................................................................ 8
2.3. Структура морали........................................................................................ 9
3. Классические теории морали.............................................................. 13
3.1. Понятие «ценность»................................................................................... 13
3.2. Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона........................... 13
3.3. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля....................................... 16
3.4. Ценности гедонистической этики Эпикура............................................... 19
3.5. Этика киников........................................................................................... 21
3.6. Этика стоиков............................................................................................ 23
3.7. Этика Спинозы.......................................................................................... 24
3.8. Ценности этики утилитаризма................................................................... 26
3.9. Моральная мотивация как ценность этики И. Канта.................................. 27
4. Современная этика.............................................................................. 30
4.1. Ф. Ницше о морали.................................................................................... 30
4.2. Этика справедливости Дж. Ролза............................................................... 32
4.3. Прикладная этика....................................................................................... 34
4.4. Профессиональная этика как разновидность прикладной.......................... 34
4.5. Предмет профессиональной этики............................................................. 36
5. Категории этики.................................................................................. 40
5.1. Добро и зло................................................................................................ 40
5.2. Моральный долг........................................................................................ 44
5.3. Стыд........................................................................................................... 45
5.4. Совесть...................................................................................................... 46
5.5. Справедливость.......................................................................................... 47
5.6. Моральная свобода и ответственность....................................................... 49
5.7. Правда и ложь............................................................................................ 57
5.8. Честность................................................................................................... 53
5.9. Достоинство............................................................................................... 54
5.10. Честь........................................................................................................ 57
6. Методические указания к самостоятельной работе........................... 58
6.1. Содержание лекционного курса................................................................. 58
6.2. Методические указания к семинарам и тематика семинарских занятий..... 59
6.3. Методические указания для выполнения домашней письменной работы... 61
Приложение 1.................................................................................................. 95
Приложение 2................................................................................................ 103
Приложение 3................................................................................................ 104
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Задачи изучения
Этика как наука о морали занимает особое место в системе образования. Этика значима для осознания того, что человек не является целиком природным существом, он сверх своих природных качеств обладает духовной свободой.
Изучение этики технологически может осуществляться различными способами в зависимости от конкретных реалий учебного процесса (в зависимости от очно-заочной, очной, дистанционной форм обучения; в зависимости от количества часов, отводимых на дисциплину и т. п.).
Целесообразность изучения этики продиктована глубинным смыслом этики, состоящим в том, что при решении практических задач (в том числе профессиональных) она заставляет считаться с моральными ориентирами личности. Какую бы сферу жизни мы не рассматривали, исторический опыт подтверждает, что отказ от требований морали пагубно сказывается на реальной общественной и личной жизни.
Этика (нравственная философия) является своего рода путеводителем, который описывает примечательные места, но не может уговорить, как писал В. С. Соловьёв, ехать в Италию того, кто решил поехать в Сибирь. Более того, замечает он, само изложение моральных норм не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего не достижение правильной жизни, а совсем другую цель.
Эффективность изучения этики определяется множеством факторов, важнейшим из которых следует признать моральную мотивацию того, кто изучает этику. Приступая к изучению этой дисциплины, необходимо помнить, что семена этики должны попадать на благодатную почву. Иначе говоря, очень многое в этом процессе будет зависеть от того, с какими установками приступать к изучению этики. Как указывал Аристотель, от этики будет польза для тех, кто умеет владеть своими страстями и обладает стремлением направлять их на прекрасные цели. Этика действенна только в том случае, если находит воплощение в нравственной деятельности тех, кто её изучает.
Приобщение студентов к этической проблематике предполагает решение следующих задач:
– понимание специфики этического знания, специфики сущности морали и последствий нарушения её норм;
– осмысление преемственных связей в развитии этической мысли;
– осмысление значимости общечеловеческой составляющей в моральном процессе;
– формирование потребности к самооценке и моральной мотивации своих действий;
– формирование способности толерантного отношения к «иным» нравственным ценностям;
– формирование навыков социально-этического анализа различных сторон общественных отношений и деятельности людей.