Развитие психологических знаний вне рамок научной психологии. Психологические знания в Новое время

Фигурой, стоящей у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики, является Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве. Уже Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Окончательно этот шаг был сделан Рене Декартом (1596-1650). Декарт- дуалист, поскольку он рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибутом идеального является мышление, а атрибутом материального - протяженность.

Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б. Спинозы (1632-1677). Бенедикт Спиноза предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Тогда душа и тело неразрывно связаны и являются сторонами одного и того же явления. Когда мы говорим о протяженности, то мыслим телесную сторону явления, а когда говорим о мышлении, то открываем душевную сторону явления. Спиноза также создал теорию аффектов, понятых как естественные проявления человеческой природы. Любой аффект образуется из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. Развитие личности идет по пути укрощения аффектов, освобождения из их рабства.

Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В. Лейбниц (1646-1716). Сам он называл свою теорию гипотезой «предустановленной гармонии», полагая, что существуют два «царства» - мир тел и мир душ, каждое из которых подчинено своим собственным законам.

Т. Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса - эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям и не имеющее собственных функций). Средневековый спор об универсалиях во многом перекочевал в Новое время, обосновавшись здесь под именем дилеммы рационализма - эмпиризма.

Ярчайшим представителем эмпиризма был Джон Локк (1632-1704). Его интересовал вопрос о том, как опыт формирует сознание человека. Локк предположил, что новорожденный представляет собой в познавательном смысле «чистую доску» (tabula rasa), на которой прижизненно складывается все многообразие форм мышления.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического знания как эмпирического по своей сути и интроспективного по способу получения.

XIX в. ознаменовался переходом от механистической к физиологической трактовке психики. Открыто различие между чувствительными и двигательными нервными путями.

Таким образом, к последней трети XIX в. сложились предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: