В качестве основных прав граждан Конституция РФ закрепила право на охрану здоровья (ст. 41) и право на труд в условиях, их требованиям безопасности и гигиены (ст. 37). Не менее важны другие права в самой широкой сфере человеческих отношений — сфере труда.
Для обеспечения правопорядка действует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области. Цель этих органов состоит в том, чтобы прежде всего не допустить нарушений. Надзорные функции осуществляют преимущественно государственные органы, тогда как контроль в большей мере связан с общественными функциями профсоюзов, хотя в законодательстве термин «контроль» применяется и в отношении государственных органов.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать работодателю обязательные юридические указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение этих указаний влечет определенные правовые последствия: решения работодателя признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральными законами.
Законодательство различает следующие виды надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель первого из них состоит в том, чтобы не допустить принятия незаконных решений. Текущие надзор и контроль проводятся повседневно и позволяют, как предупредить, так и выявить уже допущенные нарушения. Последующие надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить права работников.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил безопасного выполнения работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами Федеральной инспекции труда ведут специально уполномоченные органы — федеральные надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), Государственный энергетический надзор, Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России).
Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК РФ) — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых оно распространяется. Ее основной задачей является обеспечение защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. В своей деятельности Федеральная инспекция труда взаимодействует с другими федеральными органами надзора и контроля.
Федеральный горный и промышленный надзор России (ст. 366 ТК РФ) и его органы на местах ведут надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности при эксплуатации объектов повышенной опасности, в том числе магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.
Государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ) и его органы ведут надзор за мероприятиями, обеспечивающими безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему МЧС России, осуществляют надзор за соблюдением правил ■ норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей в случае пожара, оснащение организаций средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, а также выполнением других правил пожарной безопасности.
Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (ст. 368 РФ) и его органы на местах ведут надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил, проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболевании, гигиеническому воспитанию населения, а также санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Общественный контроль за обеспечением прав работников на охрану труда осуществляют профсоюзы (ст. 370 ТК РФ), а также иные уполномоченные работниками представительные органы, которые вправе создавать с этой целью собственные инспекции и избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (ст.22 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).
Уполномоченный наделяется значительными правами. Так же как и государственный инспектор, он может потребовать приостановки работ при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, направить руководителю организации обязательное для рассмотрения представление об устранении выявленных нарушений, обратиться в соответствующие органы по поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда на производстве или сокрытии негативных фактов.
Уполномоченные трудового коллектива выбираются общим собранием на срок не менее двух лет. Они должны периодически отчитываться перед коллективом и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если не выполняют своих функций. Организация выборов возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы.