Рынок – это механизм обмена, кот. связывает покупателей и продавцов через отношения спроса и предложения.
Условия возникновения рынка:
1. Регулярность обмена – следствие углубления общественного разделения труда и усиления эконом. обособленности производителей;
2. Общественное разделение труда – обособление различн. видов обществ. труда и, соотв-но, специализация производителей на изготовлении опред. видов продукции, так что для удовлетворения всего спектра потребностей они вынуждены обмениваться результатами своего труда.
3. Эконом. обособленность – независимость и самост-сть произв-лей в принятии хоз. решений относительно того, что и как производить, кому, в каком количестве, когда, где и по какой цене продавать. Адекватной основой такого эконом. порядка является частн. собственность на эконом. ресурсы и произведенные блага.
Функции рынка:
1. Саморегулирование – координация действий участников рын. сделок на основе формирования рын. цены через механизм взаимодействия спроса и предложения;
2. Стимулирующая – побуждение субъектов хозяйствования к деловой активности, эффективному исп-нию эконом. ресурсов, уменьшению издержек, обновлению продукции и повышению ее качества;
3. Информационная – обеспечение субъектов экономики информацией о состоянии эконом. конъюнктуры. Основной сигнал для продавцов и покупателей – цена;
4. Санирующая – рын. механизм освобождает общественное производство от неконкурентоспособных фирм, устаревших производств и отраслей, поощряет развитие эффективно функционирующих субъектов хозяйствования;
5. Дифференцирующая – рынок расслаивает производителей, обогащая наиболее успешных и разоряя неэффективно функционирующих;
6. Коммуникативная – рынок предоставляет продавцам и покупателям возможность найти друг друга, согласовать свои действия и эконом. интересы, выбрать наиболее приемлемые варианты сделок;
7. Распределительная – рынок распределяет с одной стороны ограниченные эконом. ресурсы между отраслями, отдельными видами хоз. деят-сти и предприятиями, а с другой – доходы между индивидами (дом. хозяйствами).
Институционные основы рынка:
- эконом. свобода, или свобода хоз. деятельности и потребительского выбора (в рамках существующего законодательства);
- стремление рын.агентов к личной выгоде;
- добровольное и эквивалентное взаимодействие субъектов хозяйствования;
- самофин-вание и эконом. ответственность субъектов хозяйствования;
- свободное ценообразование;
- конкуренция;
- частн. собственность на эконом. ресурсы и произведенные блага;
- огранич. роль государства.
Структура рынка – состав, соотношение и взаимосвязь элементов рынка.
Классификация рынков | |||||
по эконом. назначению объектов: | в регион.разрезе: | по степени насыщенности: | по степени развития конкуренции | ||
тов. рынок | р-к труда | фин. рынок | |||
-потребит. рынок; - рынок инф-ции; - рынок интеллект. продуктов; - рынок средств производства. | регион. центры занятости | - рынок ден. капиталов; - кредитн. рынок; - рынок ценных бумаг; - валютн. Р-к. | -местн. рынок; - нац. рынок; -междунар. -регион.рынок; - мир. рынок. | - равновесный рынок; - дефицитный рынок; - избыточный рынок. | - рынок своб. конкуренции; - рынок монополист.конкуренции; - олигополия; - монополия. |
По хар-ру продаж – розн. и опт., фьючерсный и наличный, эксп. и имп. рынки.
По соответствию действующему законодательству – легальный и нелег. рынки.
Рын. инфраструктура – совокупность законодательно-правовых актов, а также система учреждений и орг-ций, обеспечивающих норм. режим функц-вания р-ка.
Функции рыночной инфраструктуры:
- создание благоприятных условий для оперативного и эф-ного осуществления тов.-ден. операций;
- информационное обеспечение сделок;
- юр. и эконом. контроль, гос. и общественное регулирование деловой практики;
Виды рын. инфраструктуры:
1. Общая – необходима для эффективного функц-ния рынка в масштабе всей нац. экономики. Ее элементы:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
- кредитно-денежная система и коммерческие банки;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- таможенная система;
- система страхования и страховые компании;
- консалтинговые фирмы;
- рекламные агентства, информационные центры;
- аудиторские компании.
2. Частная – обеспечивает эффективное функц-ние рынка конкретного вида. Ее элементы опред-ся спецификой конкр. рынка (для рынка труда – законодательно-правовые акты о труде, занятости, соц. защите, охране труда; Мин. труда и соц.защиты; профсоюзы и др.)
10. Конкуренция – соперничество между различными субъектами рын. хозяйства за наиболее выгодные условия пр-ва и куп-продажи тов.
Виды:
· Внутри- и межотраслевая (1.между производителями либо продавцами идентичной или взаимозаменяемой продукции.2.между субъектами различных отраслей экономики);
· Ценовая и неценовая (1.через установление более низких цен,2.посредством повышения качества товара);
· Между субъектами рын. экономики (продавцов-следствие избытка товаров,покупателей-следствие дефицита благ);
· Добросовестная и недобр-я (1.осущ-ся в рамках правовых и этических норм принятых на рынке,2.демпиг.распространение ложных сведений о конкурентах)
Типы рыночной структуры:
1. Совершенная конкуренция – никто не способен влиять на рыночную цену. Признаки: наличие множества продавцов и покупателей,однорнодность продукции,отсутствие входных барьеров, отсутствие рыночной власти у субъектов х-ия.
2. Несовершенная кон-я – отдельные продавцы и покупатели имеют влияние на рыночную цену. Виды:
· Чистая монополия (один продавец).Признаки: концентрация всего объема предложения у одного продавца, наличие множества покупателей,действующих независимо друг от друга, уникальность продукта, высокие входные барьеры, практически неограниченная власть монополиста.
· Чистая монопсония(один покупатель)
· Монополистическая конкуренция. Признаки:
Большое кол-во фирм-продавцов,большое число покупателей,относительная свобода входа в отрасль и выхода, практически неограниченный доступ к информации, дифференциация продукта
· Олигополия. Признаки: небольшое кол-во фирм, большое число покупателей, высокие входные барьеры, ограничения в доступе к инф-ии, рын. власть со стороны продавцов, стратегическое поведение конкурентов.
Роль кон-ии: конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экон. отношений — продавцов и покупателей; создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций; выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства; создает заинтересованность в соверш-ии экон. ресурсов, их произв-ых комбинаций, снижении издержек на единицу вып. продукции, научно-техническом обновлении производства.