Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура

Рынок – это механизм обмена, кот. связывает покупателей и продавцов через отношения спроса и предложения.

Условия возникновения рынка:

1. Регулярность обмена – следствие углубления общественного разделения труда и усиления эконом. обособленности производителей;

2. Общественное разделение труда – обособление различн. видов обществ. труда и, соотв-но, специализация производителей на изготовлении опред. видов продукции, так что для удовлетворения всего спектра потребностей они вынуждены обмениваться результатами своего труда.

3. Эконом. обособленность – независимость и самост-сть произв-лей в принятии хоз. решений относительно того, что и как производить, кому, в каком количестве, когда, где и по какой цене продавать. Адекватной основой такого эконом. порядка является частн. собственность на эконом. ресурсы и произведенные блага.

Функции рынка:

1. Саморегулирование – координация действий участников рын. сделок на основе формирования рын. цены через механизм взаимодействия спроса и предложения;

2. Стимулирующая – побуждение субъектов хозяйствования к деловой активности, эффективному исп-нию эконом. ресурсов, уменьшению издержек, обновлению продукции и повышению ее качества;

3. Информационная – обеспечение субъектов экономики информацией о состоянии эконом. конъюнктуры. Основной сигнал для продавцов и покупателей – цена;

4. Санирующая – рын. механизм освобождает общественное производство от неконкурентоспособных фирм, устаревших производств и отраслей, поощряет развитие эффективно функционирующих субъектов хозяйствования;

5. Дифференцирующая – рынок расслаивает производителей, обогащая наиболее успешных и разоряя неэффективно функционирующих;

6. Коммуникативная – рынок предоставляет продавцам и покупателям возможность найти друг друга, согласовать свои действия и эконом. интересы, выбрать наиболее приемлемые варианты сделок;

7. Распределительная – рынок распределяет с одной стороны ограниченные эконом. ресурсы между отраслями, отдельными видами хоз. деят-сти и предприятиями, а с другой – доходы между индивидами (дом. хозяйствами).

Институционные основы рынка:

- эконом. свобода, или свобода хоз. деятельности и потребительского выбора (в рамках существующего законодательства);

- стремление рын.агентов к личной выгоде;

- добровольное и эквивалентное взаимодействие субъектов хозяйствования;

- самофин-вание и эконом. ответственность субъектов хозяйствования;

- свободное ценообразование;

- конкуренция;

- частн. собственность на эконом. ресурсы и произведенные блага;

- огранич. роль государства.

Структура рынка – состав, соотношение и взаимосвязь элементов рынка.

Классификация рынков
по эконом. назначению объектов: в регион.разрезе: по степени насыщенности: по степени развития конкуренции
тов. рынок р-к труда фин. рынок
-потребит. рынок; - рынок инф-ции; - рынок интеллект. продуктов; - рынок средств производства. регион. центры занятости - рынок ден. капиталов; - кредитн. рынок; - рынок ценных бумаг; - валютн. Р-к. -местн. рынок; - нац. рынок; -междунар. -регион.рынок; - мир. рынок. - равновесный рынок; - дефицитный рынок; - избыточный рынок. - рынок своб. конкуренции; - рынок монополист.конкуренции; - олигополия; - монополия.

По хар-ру продаж – розн. и опт., фьючерсный и наличный, эксп. и имп. рынки.

По соответствию действующему законодательству – легальный и нелег. рынки.

Рын. инфраструктура – совокупность законодательно-правовых актов, а также система учреждений и орг-ций, обеспечивающих норм. режим функц-вания р-ка.

Функции рыночной инфраструктуры:

- создание благоприятных условий для оперативного и эф-ного осуществления тов.-ден. операций;

- информационное обеспечение сделок;

- юр. и эконом. контроль, гос. и общественное регулирование деловой практики;

Виды рын. инфраструктуры:

1. Общая – необходима для эффективного функц-ния рынка в масштабе всей нац. экономики. Ее элементы:

- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

- кредитно-денежная система и коммерческие банки;

- налоговая система и налоговая инспекция;

- таможенная система;

- система страхования и страховые компании;

- консалтинговые фирмы;

- рекламные агентства, информационные центры;

- аудиторские компании.

2. Частная – обеспечивает эффективное функц-ние рынка конкретного вида. Ее элементы опред-ся спецификой конкр. рынка (для рынка труда – законодательно-правовые акты о труде, занятости, соц. защите, охране труда; Мин. труда и соц.защиты; профсоюзы и др.)


10. Конкуренция – соперничество между различными субъектами рын. хозяйства за наиболее выгодные условия пр-ва и куп-продажи тов.

Виды:

· Внутри- и межотраслевая (1.между производителями либо продавцами идентичной или взаимозаменяемой продукции.2.между субъектами различных отраслей экономики);

· Ценовая и неценовая (1.через установление более низких цен,2.посредством повышения качества товара);

· Между субъектами рын. экономики (продавцов-следствие избытка товаров,покупателей-следствие дефицита благ);

· Добросовестная и недобр-я (1.осущ-ся в рамках правовых и этических норм принятых на рынке,2.демпиг.распространение ложных сведений о конкурентах)

Типы рыночной структуры:

1. Совершенная конкуренция – никто не способен влиять на рыночную цену. Признаки: наличие множества продавцов и покупателей,однорнодность продукции,отсутствие входных барьеров, отсутствие рыночной власти у субъектов х-ия.

2. Несовершенная кон-я – отдельные продавцы и покупатели имеют влияние на рыночную цену. Виды:

· Чистая монополия (один продавец).Признаки: концентрация всего объема предложения у одного продавца, наличие множества покупателей,действующих независимо друг от друга, уникальность продукта, высокие входные барьеры, практически неограниченная власть монополиста.

· Чистая монопсония(один покупатель)

· Монополистическая конкуренция. Признаки:

Большое кол-во фирм-продавцов,большое число покупателей,относительная свобода входа в отрасль и выхода, практически неограниченный доступ к информации, дифференциация продукта

· Олигополия. Признаки: небольшое кол-во фирм, большое число покупателей, высокие входные барьеры, ограничения в доступе к инф-ии, рын. власть со стороны продавцов, стратегическое поведение конкурентов.

Роль кон-ии: конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экон. отношений — продавцов и покупателей; создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций; выступает как контрольная система эффек­тивности частного предпринимательства; создает заинтересованность в соверш-ии экон. ресурсов, их произв-ых комбинаций, снижении издержек на единицу вып. продукции, научно-техническом обновлении производства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: