Понятие эластичности и ее виды. Эластичность спроса и предложения по цене. Практическое значение ан-за эластичности

Эластичность – мера реагирования одной переменной на изменение другой переменной.

Эластичность спроса по цене показывает, как реагирует спрос на изменение цены. Реакций спроса на изменение цены измеряется с помощью коэфф-нта эластичности спроса по цене.

Прямая эластичность спроса по цене хар-ет степень воздействия изменения цены на изменение объема спроса и исчисляется как отношение %-ого изменения величины спроса на данный товар к %-му изменению его цены при прочих равных условиях:

изменение Qd, в %

изменение p, в % где Qd –объем спроса, p– цена товара, Edp - коэфф-нт эластичности спроса по цене.

Коэфф-нт прямой эластичности спроса по цене (Edp) .показывает, на ск-ко %-ов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%

Точечная эластичность хар-ет относит. изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены и опр-ется для каждой точки линии спроса:

Edp = ∆Qd*p / Qd*∆p

Для линейной ф-ции спроса. Графически коэффициент точечной эластичности опр-ется соотношением отрезков линии спроса, лежащих ниже и выше интересующей нас точки. Т.о., значение коэфф-нта Edp в точках Е1 и Е2 можно выразить след. образом: Edp1=Е2 D¢/ DЕ2, в Edp2 =Е1 D¢/ DЕ1.

Если функция спроса явл. нелинейной (линия спроса - кривая), то для графич. определения коэфф-нта эластичности следует провести касательную к кривой спроса и продлить ее до пересечения с осью абсцисс и осью ординат. Значение точечной эластичности - соотношение отрезков данной касательной, лежащих ниже и выше интересующей нас точки. Значение коэфф-нта Edp в т. T = соотношению отрезков ТN и ТM, или Edp в т. T =ТN/ ТM.

Дуговая эластичность или эластичность между 2-мя точками линии спроса опр-ется в случае значительных %-ых изменений в цене или объеме спроса:

(Q1-Q2)(P1+P2) / (Q1+Q2)(P2-P1)

5 вариантов или моделей реакции спроса на цену.

1.Спрос эластичен (Edp больше 1). Вел-на спроса активно реагирует на изменение цены, а ее уменьшение (P¯) вызывает такое увеличение спроса (Qd­), что общая выручка растет (TR­). И, наоборот. 2.Спрос неэластичен (Edp < 1). Величина спроса слабо реагирует на изменение цены и ее уменьшение (P¯) увеличивает его в такой степени (Qd­), что потери от снижения цены не перекрываются выигрышем от роста спроса, и выручка уменьшается (TR¯). И, наоборот. 3.Спрос с единичной эластичностью (|Edp|=1). %-ое изменение цены на товар вызывает абсолютно пропорциональное %-ое изменение спроса, а уменьшение либо увеличение цены (P¯; P­) увеличивает либо уменьшает спрос (Qd­; Qd¯) в такой степени, что потери от снижения цены равны выигрышу от роста спроса, и выручка остается неизменной (TR=const). 4.Спрос абсолютно неэластичен (|Edp|=0). Независимо от цены, спрос всегда остается постоянным. Графически - это линяй, параллельная оси ординат. 5.Спрос абсолютно эластичен (|Edp|=¥). При данной цене м.б. реализовано бесконечное кол-во товара, однако, при малейшем ее повышении спрос на товар становится равным 0 и не м.б. продана ни одна его ед-ца.

Эластичность спроса по цене зависит ряда ф-ров: 1. Наличие у данного товара субститутов и комплементов. 2. От фактора времени (с течением времени спрос становится более эластичным). 3. От доли потребит. бюджета (при большом уд. весе данного товара при пр. равных усл. эластичность спроса на этот товар будет выше). 4. От степени насыщения потребностей тем или иным благом: чем она выше, тем менее эластичен спрос на данный товар. 5. От разнообразия возм-стей исп-ния данного товара: чем разнообразнее эти возм-сти, тем более эластичен спрос на данный товар и наоборот.

Перекрестная эластичность спроса по цене хар-ет реакцию объема спроса на данный товар на изменение цены другого товара и опр-ется как соотношение %-ого изменения спроса на товар Х к %-му изменению цены товара У.

Edpху<0 - это хар-но для комплементарных товаро в (бензин-машинное масло). Если Edpху >0 - это хар-но для товаров-субститутов (чай-кофе). Выс. перекрестная эластичность спроса по цене свидетельствует о том, что фирмы–производители пр-ции принадлежат к одной отрасли. Если Edpху =0 - отсутствие связи между товарами в потреблении, они назыв. независимыми по отношению друг к другу(кефир-цемент).

Эластичность предложения по цене хар-ет реакцию объема предложения на изменение цены и опр-ется как отношение %-го изменения величины предложения к %-му изменению цены данного товара:

Esp=%∆Qs / %p = ∆Qs*p / Qs*∆p

где p - цена товара, Qs –вел-на предложения товара, Еspi – коэфф-нт эластичности предложения по цене.

5 вариантов или моделей эластичности предложения по цене: эластичное предложение (1<ESp<¥); неэластичное предложение (0<ESp<1); предложение с единичной эластичностью (ESp=1); абсолютно эластичное предложение (ESp= ¥); абсолютно неэластичное предложение (ESp=0).

На эластичность предложения по цене оказывают влияние факторы: 1. Фактор времени. Для мгновенного периода эластичность предложения по цене равна 0. В условиях короткого периода предложение неэластично. В длительном периоде предложение будет эластичным. 2. Особенности технологии производств, мобильность эк-ких ресурсов, необх-мых для пр-ва данного товара. Если хар-ер и специфика применяемых технологий позволяют быстро нарастить пр-во при росте цены на какой-нибудь товар, то предложение данного товара эластично. Если нет, предложение товаров неэластично. 3. Возм-сть длит. хранения товара и издержки, связанные с ним. Если нет возм-сти долго хранить, то эластичность предложения не м.б. достаточно высокой.

Практич. значение теории эластичности. Для принятия решения относительно повышения либо понижения цены фирме необх-мо знать, как данный шаг отразится на размерах ее общей выручки (TR), к-ая равна произведению кол-ва проданного товара (Q) и цены за его ед-цу (Р). При Edp >1 снижение цены за ед-цу товара приводит к росту выручки, повышение цены – к ее падению. При Edp <1, наоборот, при снижении цены выручка фирмы падает, а при увеличении растет. При Edp =1 и при снижении, и при увеличении цены выручка остается неизменной.

Юридически плательщиками налога выступают конкретные субъекты хоз-ния (индивиды, домохоз-ва, фирмы), однако, на практике между ними повсеместно имеет место перераспределение налог. бремени. Причем стр-ра налогообложения и ее изменение непосредственно зависят от эластичности спроса и предложения товара, облагаемого налогом. Избыточное налог. бремя - стоимость пр-ции, к-ая была бы произведена и куплена, если бы гос-во не ввело доп. налог. Чистые потери общества возникают в связи с тем, что после введения налога и подорожания товара опр. часть потребителей не может его купить, а опр. часть производителей не может его произвести.

Стр-ра налога будет зависеть от относит. эластичности спроса и предложения. Бремя налогов в большей степени ляжет на потребителя, если спрос на данный товар менее эластичен, чем его предложение, и, наоборот, на производителя, если предложение данного товара менее эластично, чем спрос на него. Распределение налогового бремени между потребителями и производителями: - |Edp|< Esp - большая часть налогового бремени ложится на потребителя; - |Edp|> Esp - большая часть налогового бремени ложится на производителя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: