Теория потребит. выбора. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности. (дорисовать графики)

Теория потребит. поведения объясняет поведение потребителя на рынке, как ведет себя на рынке рац. потребитель – потребитель, к-ыйимеет огранич. доход, не может повлиять на рын. цены, имеет достаточно отчетливую с-му предпочтений в отношении товаров, предлагаемых на рынке, и стремится приобрести такие товары, к-ые принесут ему наибольшую полезность.

Полезность – субъективная оценка блага конкретным потребителем. При оценке блага потребитель исходит из значимости блага для него, редкости блага и степени удовл-ния потребности в данном товаре. Полезность, к-ую извлекает потребитель из каждой доп. ед-цы блага, названа предельной полезностью. Общая полезность опр. кол-ва блага равна сумме его предельных полезностей. Она увелич-ся до тех пор, пока предельная полезность приобретаемой доп. ед-цы блага имеет положит. значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением каждой новой ед-цы блага замедляется. Тенденция, показывающая уменьшение полезности блага с увеличением потребляемого его кол-ва, получила название закона убывающей предельной полезности(первый закое Госсена. Формулировка: по мере удовл-ния потребностей потребителем все большим кол-вом блага полезность с каждой доп. ед-цией блага оценивается ниже полезности предыдущего блага.

Кардиналистский подход к ан-зу полезности: потребитель в состоянии оценивать потребляемые им товары с точки зрения вел-ны полезности, приносимой ими, причем целью потребителя явл. мак-ция полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от кол-ва потребялемых ед-иц этого товара.

Взвешенная предельная полезность – отношение предельной полезности блага к его цене.

Если покупатель приобретает набор товаров, то для оптимального выбора теория предлагает руководствоваться правилом максимизации полезности(Второй закон Госсена): необх-мо обеспечить равенство взвешенных предельных полезностей всех последних покупаемых ед-ц благ. Это правило можно записать в виде уравнения:

где: MU 1, MU 2 … MUN – предельные полезности последних купленных ед-ц различных благ; P 1, P 2 … PN – цены данных благ.

Ординалистский подход – осн. идея м.б. сформулирована так: отказ от представления, что потребитель может количественно измерить полезность опр. набора товаров, и предположение, что он может сравнивать разные потребит. наборы с точки зрения их предпочтительности.

Ф-ция полезности, описывающая, в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребит. наборов, назыв. ординалистской. Она изобр-ся кривыми, назыв. кривыми безразличия. На каждой кривой сущ-ет ряд точек, отражающих разные кол-ва наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя. Св-ва кривых безразличия: кривые имеют отрицат. направленность; чем дальше от начала координат отстоит кривая, тем больший уровень полезности она хар-ет; две кривые не могут пересекаться, т.к. один и тот же набор товаров не может хар-ваться 2-мя разными уровнями полезности; кривые выпуклы к началу координат.

Бюджетная линия – геометрич. место всех наборов их двух товаров, стоимость к-ых равна доходу. Она хар-ется отрицат. наклоном, т.к. увеличение закупок одного товара возм-но лишь путем сокращения расходов на другой. Наклон бюдж. линии – соотнош. цен товаров, взятое с противоположным знаком. Он явл. вел-ной постоянной, т.к. потребитель не в состоянии повлиять на цены.

Увеличение дохода потребителя при постоянных ценах приведет к параллельному сдвигу бюдж. линии вверх, а снижение – к параллельному сдвигу вниз. Если измняется цена, то изменяется угол наклона бюдж. линии. Уменьшение цены товара х – поворот бюдж. линии против час. стрелки вокруг точки пересечения с осью у, а увеличение цены товара у – к аналогич. повороту по час. стрелке; если цены на х и у меняются одновременно – такой же сдвиг как при изменении дохода.


16.Понятие и классификация издержек.

Издержки - расходы производителя (фирмы, предпринимателя, в стоимостной форме, которые он несёт в процессе производства и реализации товаров и услуг. Выделяют: внешние и внутренние:

Бухгалтерские (внешние, явные) - фактические расходы в денежном выражении, уплаченные за факторы производства (ресурсы), приобретаемые на рынке. Они отражаются в бухгалтерской отчётности.

Внутренние (неявные, скрытые, имплицитные) – потери производителя, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих ему самому, т.е. платеди, условно начисляемые на все ресурсы, которые принадлежат собственнику предприятия. Они характеризуют упущенные возможности и по своей сущности представляют неполученные доходы от собственных ресурсов.

Нормальная прибыль - минимальный доход, который должен получать владелец фирмы, чтобы оправдать использование своих предпринимательских способностей в данной сфере деятельности.

Экономические издержки – сумма бухгалтерских и внутренних издержек, которая рассчитывается менеджерами при принятии управленческих решений.

Для анализа издержек фирмы в краткосрочном периоде их дифференцируют на постоянные и переменные. Издержки, на величину которых не влияет изменение объёма производства, получили название общие постоянные издержки (TFC). Издержки, велична которых зависит от объёма производства, называются общими переменными издержками (TVC).

В аналитических целях выделяют: Общие (валовые, совокупные) изд.(TC)- для данного объёма производства хар-ют общий уровень производственных затрат фирмы, представляя сумму её постоянных и переменных изд. TC=TFC+TVC.

Средние издержки (ATC)- издержки в расчёте на 1 ед. прод. Для данного объёма производства:ATC=TC/Q=

Предельные издержки(MC)- затараты на производство дополнительной единицы продукции:MC= ∆TC/∆Q.В долгосрочн. Периоде все издержки произ-ва- переменные, они меняются по мере роста объёма произ-ва.

Принимая решение о произ-ве в будущем, по существу выбирается размер пред-тия. В этом помогает кривая долгосрочных издержек, которая строиться на основе кривых краткосрочных средних издержек для различных объёмов произ-ва.Она называется кривой выбора фирмы. Форма кривой выбора фирмы зависит от размера масштаба. Эффект масштаба- экономия, обусловленная ростом масштаба производства, которая проявляется в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции.Эффект масштаба производства бывает положительным, отрицательным и постоянным. Эффект масштаба учитывается при определении оптимального размера предприятия.6 в пределах полож-го эффекта масштаба наращивание объёма произ-ва выгодно произ-лю, отрицательный говорит о чрезмерных объёмах фирмы, а при постоянном эффекте масштаба пред-тие может одинаково эффективно работать, каким бы ни был размер произ-ва.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: