Учебно-методический комплекс
По дисциплине:_________ биоэтика __________________________
Преподаваемой на кафедре__ философии и гуманитарных наук _______
Для студентов _____________ лечебного ___________факультета________
Раздел 3
Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы
Ижевск- 2008
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании кафедры
«______»____________ 2008_ г. Протокол №_____________
Заведующий кафедрой_________________________В.А.Трефилов
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦМК
«______»____________ 2008_ г. Протокол №_____________
Председатель ЦМК_________________________В.Н.Левина
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦКМС
«______»____________ 2008_ г. Протокол №_____________
Председатель ЦКМС_________________________Д. М. Михайлов
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден
Начальник учебной части_________________________О.И.Лосева
«______»____________ 2008_ г.
Тема 1. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. 2 часа
|
|
Цели.
1. Организационная. Ознакомиться с требованиями к изучению курса, условиями аттестации, учебно- методическими материалами, получить долгосрочные задания для самостоятельной подготовки
2. Учебная. Обсудить проблемы происхождения, сущности и функций морали, этики, профессиональной этики, используя материалы лекции.
Задачи.
1. Выбрать темы для самостоятельной работы над рефератами ко всем последующим темам, используя списки в методических рекомендациях.
2. Выступить с устными ответами по вопросам семинарского занятия и обсудить спорные аспекты темы.
Вопросы для повторения.
Отвечая на вопросы следует вспомнить информацию из курса истории медицины и философии.
1. Когда жил Гиппократ и каковы принципы его кодекса медицинской этики?
2. Когда жил Аристотель и основоположником каких наук он является?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Происхождение, предмет и функции этики. Профессиональная этика, виды и функции. Врачебная этика, происхождение и функции. Принципы классической врачебной этики
- Сущность и функции морали. Мораль и обычай. Мораль и право. Социологическая, религиозная, космологическая, натуралистическая концепции источника морали.
- Общечеловеческие заповеди морали. Мораль и религия. Моральное принуждение и насилие в истории нравов. Талион и золотое правило нравственности. Золотое правило нравственности в деятельности медицинского работника.
Тестовые задания.
1) Теория, описывающая законы нравственного бытия: а) эстетика;
б) этика;
в) онтология.
2) Основоположник теоретической этики:
|
|
а) Сократ;
б) Пифагор;
в) Аристотель.
3) Термин мораль вошёл в европейские языки из:
а) санскрита;
б) латыни;
в) греческого языка.
4) Внутреннее самопринуждение к выполнению норм присуще:
а) обычаям;
б) праву;
в) морали.
5) Государство принуждает к выполнению:
а) обычаев;
б) норм права;
в) моральных заповедей.
6) Натуралистическая точка зрения на происхождение морали:
а) мораль дана людям богом;
б) мораль уходит корнями в инстинкты животных;
в) мораль возникает в результате стихийного отбора в процессе общения людей социально целесообразных норм;
г) мораль есть проекция космического закона на человеческие отношения.
7) Мораль возникла в обществе:
а) первобытных охотников;
б) патриархальных скотоводов и земледельцев;
в) индустриальных рабочих.
8) Внешние формы поведения, выражающие взаимное уважение людей:
а) этика;
б) этикет;
в) мораль.
9) Наиболее широкое по объёму понятие:
а) профессиональная этика;
б) медицинская этика;
в) биомедицинская этика.
10) Впервые сформулировал и записал золотое правило нравственности:
а) Аристотель;
б) Гиппократ;
в) Конфуций.