О термине «экология» известно с середины прошлого века, когда она трактовалась в трудах Э. Геккеля, предложившего этот термин, К. Рулье, Н.Л. Северцева, самого Ч. Дарвина и других естествоиспытателей. Этим термином стали обозначать отрасль биологии, изучающую связи, взаимоотношения, образ жизни животных в конкретных природных условиях, т.е. влияние среды на жизнедеятельность животных.
Однако попытки использовать понятия экологии для объяснения социальных явлений, поведения и здоровья людей начались в 20-х годах с публикации книги социологов США Р. Парка и Э. Бюр-гесса «Человеческая экология». В этом труде, представляющем ставшую уже традиционной биологизацию социальных процессов и явлений, и в других работах вплоть до настоящего времени жизнь человеческого общества, все процессы, происходящие в нем, трактуются с позиций биологической экологии. Важнейшие из них — община — это суперорганизм, т.е. население (популяция), проживающее в конкретных условиях места и времени - биотопе. В общине-биотопе взаимоотношения людей регулируются и направляются закономерностями конкуренции, но в отличие от биологической конкуренции, в условиях «конкурирующего сотрудничества» - своего рода жизненного треугольника процессов собственно конкуренции, корреляции и адаптации. Эти отношения, по мнению экологов, воплощают два уровня организации — биотический и культурный. «Конкурирующее сотрудничество» стремится к гармонии, устойчивому равновесию, которое обеспечивается также принципами господства и последовательности, т.е. территориального распределения условий жизнедеятельности и определенного порядка в биотопе (подобным в животном мире) как выражению того же основного процесса — биологической конкуренции.
|
|
Нарушения законов и принципов социальной экологии в общине, обществе приводят к политическим, социальным, экономическим конфликтам, к нездоровью, болезням людей. Как нетрудно видеть, человеческая (социальная) экология, подобно этологии, выступает в качестве современного варианта социал-дарвинизма и других социобиологических учений.