1. Определение воспитания и его содержательных смыслов (признаки, свойства и особенности воспитания)
2. Традиционное (авторитарное) и личностно-ориентированное воспитание и образование.
3. Личностно-ориентированная воспитательная деятельность, ее направления и приоритеты. Цель воспитания.
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества путем развития подрастающих поколений. Тогда воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Тогда воспитание определяется как управление развитием личности.
Воспитание - это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической.
|
|
Для процесса воспитания характерны следующие признаки:
- это процесс, как минимум, между двумя лицами;
- неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;
- наличие образца как социально-культурного идеала;
- соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;
- это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам.
- процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;
- процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.
Свойства и особенности процесса воспитания:
- многомерность, диалектичность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность,
- неопределенность, импульсивность, двусторонний характер воспитания.
Воспитание - это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей, называется воспитательной деятельностью.