Стратегия развития базируется на анализе стартовых условий развития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций соц-эк развития страны в целом.
Переход республики к постиндустриальному обществу, становление нового технологического способа производства и, соответственно, формирование качественно нового уровня производительных сил в условиях формирования рыночных отношений определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты в развитии отечественной промышленности.
гос промышленная политика РБ ориентирована на:
• рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;• повышение эффективности промышленного производства;• социальные результаты;• экологические ограничения;• наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.
Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.
|
|
Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов РБ определена Концепцией соц-эк развития РБ до 2015 г., Программой развития промышленного комплекса РБ до 2020 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.
Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.
В соответствии с поставленной задачей промышленная политика республики в долгосрочной перспективе ориентирована на:
• динамичный рост производства;
• рост конкурентоспособности продукции;
• на ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости);
• повышение производительности и интенсивности труда;
• технологическое перевооружение производства;
• усиление инновационности промышленного комплекса;
• реструктуризацию предприятий отрасли, требующую, в свою очередь, организационно-правовой реформы;
• создание межгосударственных финансово-промышленных групп;
• развитие процессов акционирования и приватизации;
• создание комплекса ТНК, в которых Беларусь будет являться страной базирования.
Намеченные мероприятия и их реализация обеспечат укрепление отечественного промышленного потенциала, освоение и расширение производств V и VI технологических укладов и на этой основе - повышение конкурентоспособности промышленной продукции и уровня насыщения внутреннего рынка. Общий объем продукции промышленности в 2015 г. по сравнению с 2010 г. должен возрасти на 54-60%.
|
|
Исходя из долгосрочной стратегии выработана среднесрочная стратегия развития промышленности республики, которая нашла свое отражение в Программе соц-эк развития РБ на 2011-2015 годы. Цель: формирование конкурентоспособного инновационного сектора экономики, ориентированоого на создание высокопроизводительных рабочих мест. Важнейшими: медоризация традиц секторов, развития ТЭ комплекса, высокотехн и наукоёмкие производства(радио-, микро- оптоэлектроника, фармацевтика, тонкая химия, космические техн)
В соответствии с долгосрочной и среднесрочной стратегиями развития промышленного производства разрабатываются годовые прогнозы соц-эк развития РБ, определяющие комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие промышленности на соответствующий год.
Приоритетами программы являются развитие фармацевтического и биотехнологического секторов промышленности. Реализация этих направлений увеличит долю высокотехнологичных производств с 5 % в 2010 году до 15 % в 2020 году, доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции вырастет к 2016 году в 3 раза. Предусматривается глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности традиционных секторов промышленности, в первую очередь использующих местные сырьевые ресурсы, а также развитие топливно-энергетического комплекса в направлении внедрения высокоэффективных технологий производства энергии, включая атомную энергетику.
Будут максимально использованы преимущества Беларуси в ЕЭП, связанные с выгодным географическим положением, наличием квалифицированных трудовых ресурсов, развитой транспортной, энергетической и иной инфраструктуры. Прежде всего, это касается долгосрочного сотрудничества с зарубежными транснациональными корпорациями, привлечения их инвестиций в нефтепереработку, автомобилестроение, электротехническую, фармацевтическую и пищевую промышленность.
В Программе определены основные инструменты и механизмы реализации промышленной политики. Предусматривается поэтапное реформирование системы государственного управления промышленным комплексом. На первом этапе - формирование холдингов с передачей управляющим компаниям функций хозяйственного управления государственными предприятиями, на втором - создание единого государственного органа, отвечающего за выработку и реализацию промышленной политики.
В ходе реализации Программы промышленность страны станет не только более конкурентоспособной и инновационной, но и более экологичной. К 2020 году будет обезвреживаться до 90 % загрязняющих атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сократятся выбросы таких веществ, а также парниковых газов (на 10% к 1990 году), увеличатся объемы оборотного и повторного водоснабжения (на 2 %) и доля использования образующихся отходов (на 10-15 %). Вдвое возрастет число предприятий, сертифицированных на соответствие экологическим стандартам ISO 14001.
В качестве источников финансирования Программы предусмотрены собственные средства организаций (до 35 %), иностранные источники, прежде всего прямые иностранные инвестиции (33 %), кредитные ресурсы (25 %), средства республиканского и местных бюджетов, включая инновационные фонды (6 %). Из консолидированного бюджета предполагается ежегодно направлять на реализацию Программы до 4 % его расходной части.
В ходе реализации Программы в промышленности планируется создать более 400 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. В результате производительность труда отрасли по добавленной стоимости за текущее пятилетие вырастет в 1,7 раза, а к 2020 году по данному показателю отставание от стран Европейского союза (ЕС-27) сократится с 4 до 2 раз. Необходимые условия для этого создадут меры стабилизационной макроэкономической и структурной политики. В них будут встроены экономические стимулы инновационной и инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства.
|
|