Фискальная политика: дискреционная и автоматическая

Фискальная политика – сознательное манипулирование госбюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития.

Основные рычаги:

- Налоги;

- Расходы госбюджета.

Виды фискальной политики:

1) Дискреционная (ручное управление) – сознательное регулирование государством налогов и расходов с целью воздействия на объем производства, уровень занятости, доходов.

2) Автоматическая (политика «встроенных стабилизаторов») – автоматическое изменение величин госрасходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. В этом случае бюджетные дефициты (профициты) возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов экономики.

Виды дискреционной политики:

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

"Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Циклический дефицит (профицит) госбюджета возникает в результате автоматического сокращения (увеличения) налоговых поступлений и увеличения (сокращения) государственных трансфертов в условиях спада (роста) ВНП.

К «встроенным стабилизаторам» относятся:

1. подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);

2. косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);

3. пособия по безработице;

4. пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос.

Действие «встроенных стабилизаторов»

G, T
T? T=Ta+t*Y Бюджетный
дефицит G=const
Бюджетные излишки
G=Ga-γ*Y
 
0 У1 ← У0 → У2 У

В фазе циклического подъема Y2>Yo, налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате накапливается профицит бюджета, который замораживается. Замораживание бюджетного профицита ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге возникает бюджетный дефицит, посредством которого стимулируется совокупный спрос, вызывающий активизацию экономической активности с последующим ростом ВНП.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Мультипликатор налогов

Экономический смысл: при снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: