Смотри 3 вопрос

План маркетинга

План маркетинга — документ, основополагающей частью стратегического плана развития компании, в котором устанавливаются рыночные цели и обозначаются методы их достижения.

Стратегический план маркетинга, разрабатываемый на 3 – 5 лет, содержит долгосрочные цели и определяющие маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Стратегический маркетинговый план уточняется и пересматривается ежегодно, на его основе составляется годовой план маркетинга.

Оперативный план маркетинга (годовой план маркетинга) описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели деятельности на рынке, маркетинговые стратегии на текущий год. В его состав включается программа мероприятий, ресурсное, в том числе и финансовое обеспечение.

Маркетинговый план компании является ключевым при планировании деятельности, наряду с бюджетом, производственным планом, пном продаж. Годовой план предприятия, соответственно, устанавливает общие цели предприятия, однако для работе в конкурентной среде маркетинг - усилия на рынке - являются основной функцией предприятия. Всвязи с этим, план маркетинга доминирует по значению над другими разделами общегодового плана, поскольку:

· целевые показатели маркетингового плана оказывают прямое влияние на показатели других разделов годового плана;

· решения, записанные в маркетинговом плане определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать;

План маркетинга служит ключевым руководством для работы персонала, занятого в маркетинговых мероприятиях фирмы.

Необходимость в плане маркетинга. План маркетинга подобен маршрутному листу путешественника, является одновременно и картой и компасом. Маркетинговый план фиксирует текущие позиции (место нахождения) предприятия, векторы движется, целевые точки, и, что самое главное, фиксирует те действия, которые фирма должна предпринять, чтобы попасть в намеченные точки. Чтобы выяснить, зачем нужен план маркетинга, рассмотрим проблемы, которые возникают на предприятии при отсутствии плана маркетинга, а также те результаты, которые предприятие получает после его разработки.

Проблемы отсутствия плана маркетинга.

· Компания развивается спонтанно, от удачи - к неудаче;

· Постоянно конфликтуют возможные схемы, существующие варианты развития. Как причина - распыление училий, средств, потеря времени;

· Не определена ЦА, разночтения в ее оценках от времени-к времени приводят к проблемам, описанным пунктом выше;

· Предприятие хаотично закупает продукцию, пытается деверсифицировать товарное предложение в тот момент, когда требуется концентрация на основном товарном предложении;

Цели плана маркетинга.

· систематизация, формальное описание идей руководителей компании, донесение их до сотрудников;

· установление целей маркетинга, обеспечение контроля их достижения;

· концентрация и разумное распределение ресурсов фирмы.

Процесс разработки плана маркетинга. Разумно предложить следующий последовательный процесс, в результате выполнения пунктов которого формулируется план маркетинга фирмы. Процесс состоит из шести обязательных к выполнению шагов:

1. Определение миссии предприятия;

2. SWOT-анализ;

3. Определение целей и стратегии организации в целом;

4. Определение задач и программы действий по их реализации;

5. Составление плана маркетинга и контроль за его выполнением;

6. Составление бюджета маркетинга.

Более подробно по пунктам:

1. На этапе описания миссии определяется назначение всех последующих усилий компании;

2. SWOT-анализ дает четкое понятие о том, где находится компания (маркетинговый аудит или маркетинговая ревизия) и что она из себя представляет: анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды);

3. Третий раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий. Этот этап плана маркетинга включает прогнозирование развития целевых рынков (сегментов), динамики макро- и микроэкономических процессов, а также ресурсных возможностей предприятия. На основе всего перечисленного формулируются основные цели деятельности, структурированные в виде дерева целей, в вершине которого расположена глобальная корпоративная цель.

4. На четвертом этапе определяются задачи департамента маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач. На этом этапе конкретизируются стратегические направления действия фирмы путём планирования тактических мероприятий. Для каждого целевого сегмента рынка должны быть спланированы соответствующие товары (услуги) требуемого качества и количества, их цены, места продаж и тактика их продвижения до потребителя.

5. Пятый этап позволяет нам получить сам документ, с определением значений параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга, осуществляется оформление маркетинговой программы (плана маркетинга), а именно: компоновка, согласование со всеми заинтересованными лицами и утверждение документа.

6. Бюджет маркетинга – раздел плана маркетинга, отражающий планируемые величины доходов, затрат и прибыли. Величина дохода обосновывается прогнозируемым объемом продаж в стоимостном выражении. Затраты определяются как сумма всех видов издержек. Утвержденный бюджет является основой для обеспечения производства товаров и маркетинговой деятельности.

В маркетинговой литературе встречается описание процесса разработки плана маркетинга состоящее из большего количества пунктов. Поймите, количество пунктов не важно, важно понимание того, что имеено описанный набор последовательных работ позволяет получить документ, именуемый "план маркетинга". Делталлизация этого набора работ может действительно быть записана и большим количеством пунктов, которые могут быть формулированы другими словами.

Структурно план маркетинга состоит из следующих разделов документа:

Ø основные итоги деятельности за предыдущий период;

Ø анализ и прогноз развития экономики и целевого рынка;

Ø выдвигаемые цели преимущественно в количественном выражении с выделением главной цели;

Ø стратегии поведения предприятия на рыночных сегментах;

Ø мероприятия товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения;

Ø бюджетный пан маркетинга (маркетинговый бюджет).

9. Цель, задачи и порядок составления плана материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение - система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования).

Система МТО имеет ряд функций, следуя которым, она поддерживает производительность труда и эффективность производства:

· планирование потребности в материальных ресурсах. Это значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких показателях производства, как материалоемкость и фондоотдача, определяет оптимальное количество ресурсов, которые необходимы для осуществления одного производственного цикла и выпуска определенной партии товаров и услуг;

· заготовительная функция. МТО ведет на предприятии оперативно-заготовительные работы в соответствии с планами потребностей, контролирует процесс заключения договоров, обрабатывает все "ошибки" производства;

· хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. организация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми хранение и использование запасов должны осуществляться;

· осуществление учета и строгого контроля над выдачей сырья и материалов производству и пр.

Материально-техническое обеспечение производства - довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм:

· Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.

· Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.

· Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.

· Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.

· Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.

· Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.

· Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.

Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.

Задачами плана МТО являются:

· своевременное и полное удовлетворение потребности предприятия в материально-технических ресурсах;

· обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

· минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;

· определение оптимальных сроков поставки и размеров партий приобретаемых материальных ресурсов;

· определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;

· разработка политики экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий;

· бесперебойное обеспечение в установленные сроки цехов, участков, рабочих мест всеми необходимыми предметами труда требуемого качества;

· соблюдение норм запасов товарно-материальных ценностей;

· организация экономного расходования и надлежащего хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, обеспечение их сохранности без снижения качества.

Исходными данными для составления плана материально-технического обеспечения являются:

· планируемые объемы производства продукции (работ, услуг), планируемые объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству;

· спецификации норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

· нормы расхода материалов, топлива, энергии, нормы отходов с учетом их повторного использования;

· заявки служб на вспомогательные материалы, топливо и энергию;

· нормативы переходящих запасов на начало и конец планируемого года;

· данные об остатках материалов на складах на начало планируемого периода;

· действующие (ожидаемые) цены на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию.

В ходе разработки плана материально-технического обеспечения необходимо учитывать максимально возможную экономию материальных ресурсов, которая достигается в результате:

· снижения веса выпускаемых изделий без ухудшения их качественных характеристик (помимо экономии сырья и материалов это влечет за собой снижение трудоемкости их изготовления, увеличение пропускной способности оборудования, уменьшение объема перевозок, расхода топлива, энергии и т. п.);

· уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных техпроцессов (рационального раскроя материалов, комплексного использования сырья, применения нестандартных профилей и т. п.);

· замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми, многократного использования масел, тары, резины, стекла и т. п.

План материально-технического обеспечения предприятия составляется в натуральном и стоимостном выражении сроком на год и с разбивкой этого срока по кварталам. Разработка осуществляется в два этапа. На первом этапе в середине года (июнь - июль), предшествующего плановому году, предприятия-потребители в письменном виде информируют поставщиков о своих потребностях в их продукции, сопровождая информацию предложением о заключении договоров. Отправка такого документа необходима для ориентации производителей, поскольку потребность предприятия в i-x сырье, материалах и т. д. есть составная часть производственной программы предприятия-поставщика. На втором этапе в конце года, предшествующего плановому году, предприятия-поставщики представляют предприятиям-потребителям проекты договоров на поставку продукции с указанием объемов поставки и расчетных цен (которые затем могут уточняться в течение года). Заключение договоров осуществляется в общепринятом порядке.

План материально-технического обеспечения состоит из расчетов потребности в материально-технических ресурсах и балансов материально-технического обеспечения. В общую потребность включаются ресурсы, необходимые для выполнения производственной программы и других производственных и хозяйственных потребностей, а также разница переходящих запасов ресурсов на начало и конец планового года.

10.Цель, задачи и порядок составления плана по труду

Целью разработки плана по труду и кадрам является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности предприятия в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда и кадров, относятся следующие:

· создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные цели и задачи;

· формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала предприятия;

· совершенствование организации труда;

· стимулирование труда;

· создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;

· повышение производительности и качества труда;

· обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платы и производительностью труда в планируемом периоде;

· ротация персонала (прием, увольнение, перевод на другую работу);

· оптимизация средств на содержание персонала.

· Исходными данными для разработки служат производственная программа, план технического развития и организации производства, нормативы затрат живого труда, результаты анализа выполнения плана за прошлый год и т.д..

В плане по труду и кадрам рассчитываются показатели производительности труда, определяется трудоемкость изготовления единицы продукции и планируемого объема валовой продукции, численность работающих, планируемая величина затрат на содержание персонала фирмы и ее структурных подразделений, численность высвобождаемых и принимаемых на работу работников, намечаются мероприятия по совершенствованию организации труда, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, формированию и использованию кадрового резерва, готовятся исходные данные для планирования фонда оплаты труда и т.д.

Технологический процесс планирования труда, его оплаты и социального развития:

· анализ выполнения плана по труду и кадрам за предшествующий период;

· расчет плановых показателей производительности труда;

· определение нормативной трудоемкости изготовления единицы продукции (работ) и производственной программы в целом;

· рассчитывается плановый баланс рабочего времени и одного работающего;

· определение потребности в персонале, его плановой структуры и движения;

· планирование источников покрытия потребностей в рабочей силе;

· планирование расходов на оплату труда

· планирование социального развития коллектива предприятия.

Планирование фонда эффективного времени рабочих

Эффективный фонд рабочего времени (точнее плановый эффективный фонд рабочего времени) - расчетная величина рабочего времени, которая может быть использована на эффективное осуществление трудовых операций предприятия.

Для определения величины планового эффективного фонда рабочего времени за основу берется календарный фонд времени. Значение календарного времени уменьшается на количество выходных дней в году (если режим работы предприятия их предполагает), в результате чего получается значение табельного (номинального, нормативного) фонда рабочего времени. Но и данный фонд рабочего времени не может быть использован полностью для выполнения трудовых операций. Полученное значение фонда рабочего времени должно быть уменьшено на продолжительность отпусков, невыходов по болезни, время исполнения гособязанностей и т.д. И лишь полученное уменьшенное на указанные цели значение времени может быть запланировано как возможное для выполнения трудовых операций.

Плановый эффективный фонд рабочего времени (Трв) меньше максимально возможного фонда на величину планируемых невыходов рабочих на работу по уважительным причинам (невыходы на работу по болезни и родам, время на выполнение государственных и общественных обязанностей, продолжительность учебных отпусков и др.).

13. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

При планировании фонда заработной платы (ФЗП) необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

· рост производительности труда должен опережать рост заработной платы;

· общая сумма заработной платы всех категорий работающих не должна превышать лимита, определяемого по нормативу заработной платы на 1р. продукции, утвержденного для каждого года в пятилетнем плане экономического и социального развития предприятия.

Общий годовой фонд заработной платы всех категорий работающих предприятия, цеха, рассчитанный по нормативу заработной платы на 1р. продукции

З ОБ. Н = Н Э * Q ПЛ ,

Где Н Э - норматив заработной платы на 1р. нормативно-чистой или товарной продукции предприятия на планируемый год в соответствии с пятилетним планом или цеха, которому норматив утверждается предприятием; Q ПЛ - плановый объем нормативно-чистой продукции или товарной продукции в неизменных ценах.

14 ОЦЕНКА РИСКА

Оценка уровня риска является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо прежде всего проанализировать и оценить. В экономической литературе существует множество определения этого понятия, однако в общем случае под оценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов и видов риска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетает взаимодополняющие количественный и качественный подходы.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

- бухгалтерская отчетность предприятия.

- организационная структура и штатное расписание предприятия.

- карты технологических потоков (технико-производственные риски);

- договоры и контракты (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства продукции.

- финансово-производственные планы предприятия.

Выделяются два этапа оценки риска: качественный и количественный.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение потенциальных зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последст- вий проявления выявленных рисков.

Основная цель данного этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента.

Количественный анализ можно формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.

Статистические методы.

Суть статистических методов оценки риска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Достоинствами статистических методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком этих методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик. Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятности исполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, деревья решений, имитационное моделирование рисков, а также технология «Risk Metrics».

Метод оценки вероятности исполнения позволяет дать упрощенную статистическую оценку вероятности исполнения какого – либо решения путем расчета доли выполненных и невыполненных решений в общей сумме принятых решений.

Метод анализа вероятностных распределений потоков платежей позволяет при известном распределении вероятностей для каждого элемента потока платежей оценить возможные отклонения стоимостей потоков платежей от ожидаемых. Поток с наименьшей вариацией считается менее рисковым. Деревья решений обычно используются для анализа рисков событий, имеющих обозримое или разумное число вариантов развития. Они особо полезны в ситуациях, когда решения, принимаемые в момент времени t = n, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий. Имитационное моделирование является одним из мощнейших методов анализа экономической системы; в общем случае под ним понимается процесс проведения на ЭВМ экспериментов с математическими моделями сложных систем реального мира. Имитационное моделирование используется в тех случаях, когда проведение реальных экспериментов, например, с экономическими системами, неразумно, требует значительных затрат и/или не осуществимо на практике. Кроме того, часто практически невыполним или требует значительных затрат сбор необходимой информации для принятия решений, в подобных случаях отсутствующие фактические данные заменяются величинами, полученными в процессе имитационного эксперимента (т.е. генерированными компьютером).

Технология «Risk Metrics» разработана компанией «J.P. Morgan» для оценки риска рынка ценных бумаг. Методика подразумевает определение степени влияния риска на событие через вычисление «меры риска», то есть максимально возможного потенциального изменения цены портфеля, состоящего из различного набора финансовых инструментов, с заданной вероятностью и за заданный промежуток времени.

Аналитические методы.

Позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов. Возможно использование таких методов, как анализ чувствительности, метод корректировки нормы дисконта с учетом риска, метод эквивалентов, метод сценариев.

Анализ чувствительности сводится к исследованию зависимости некоторого результирующего показателя от вариации значений показателей, участвующих в его определении. Другими словами, этот метод позволяет получить ответы на вопросы вида: что будет с результирующей величиной, если изменится значение некоторой исходной величины?

Метод корректировки нормы дисконта с учетом риска является наиболее простым и вследствие этого наиболее применяемым на практике. Основная его идея заключается в корректировке некоторой базовой нормы дисконта, которая считается безрисковой или минимально приемлемой. Корректировка осуществляется путем прибавления величины требуемой премии за риск.

С помощью метода достоверных эквивалентов осуществляется корректировка ожидаемых значений потока платежей путем введения специальных понижающих коэффициентов (а) с целью приведения ожидаемых поступлений к величинам платежей, получение которых практически не вызывает сомнений и значения которых могут быть достоверно определены.

Метод сценариев позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. С помощью этого метода можно получить достаточно наглядную картину для различных вариантов событий. Он представляет собой развитие методики анализа чувствительности, так как включает одновременное изменение нескольких факторов.

Метод экспертных оценок.

Представляет собой комплекс логических и математико – статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненного и профессионального опыта участников опроса. Метод используется тогда, когда недостаток или полное отсутствие информации не позволяет использовать другие возможности. Метод базируется на проведении опроса нескольких независимых экспертов, например, с целью оценки уровня риска или определения влияния различных факторов на уровень риска. Затем полученная информация анализируется и используется для достижения поставленной цели. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.

Метод аналогов используется в том случае, когда применение иных методов по каким – либо причинам неприемлемо. Метод использует базу данных аналогичных объектов для выявления общих зависимостей и переноса их на исследуемый объект.

15. Цель и задачи планирования себестоимости

Себестоимость – это экономическая категория, отражающая общественные отношения по поводу производства продукции связанные с производительным потреблением живого и общественного труда.

Целью планирования себестоимости является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

При разработке плана себестоимости должны быть решены следующие задачи:

· проведение анализа стоимостных показателей производственной деятельности предприятия и его подразделений;

· выявление возможностей и уточнение размеров снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим;

· составление калькуляций себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции;

· выявление нецелесообразных затраты и разработка мер по их ликвидации;

· оценка влияния на себестоимость увеличения затрат на освоение производства новой продукции.

План по себестоимости включает следующие подразделы:

· расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

· калькулирование себестоимости видов продукции (работ, услуг);

· смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности общественного производства. Это вытекает из экономической сущности данной категории, в которое находит выражение вся совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в производстве. Влияние себестоимости продукции на рост эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса не только велико, но и весьма многообразно. Величина издержек производства во многом определяет: уровень оптовых цен и действенность ценового механизма страны, обеспечивая тем самым стабильность экономики; объём и масштабы увеличения чистого дохода и соответственно денежных накоплений, что обуславливает те или иные темпы роста производства. Кроме того, снижение издержек предполагает экономное потребление ресурсов.

В современных условиях на себестоимость как бы перелагается часть стимулирующей функции цен. Дело в том, что, хотя себестоимость всегда подвижнее цен, в последние годы это многократно усиливается. Оптовые цены определяют внешние условия его производственной деятельности. Таким образом, сегодня увеличение прибыли в ещё большей степени, чем раньше, связывается со снижением себестоимости, уровень которой зависит, прежде всего, от собственных усилий трудовых коллективов и которая теперь становиться, видимо, более активным стимулятором эффективности общественного производства.

Роль показателя себестоимости для оценки экономической эффективности работы производственных звеньев определяется тем, что сама экономическая эффективность есть величина, получаемая при сопоставлении результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами на осуществление этой деятельности. Себестоимость используется для исчисления эффективности как абсолютной, так и относительной и сравнительной. Она участвует в расчётах целого ряда показателей эффективности

16Методы планирование себестоимости

Существует много разных методов планирования себестоимости. Под методом планирования затрат на производство и калькулирования себестоимости понимают совокупность приемов документирования затрат и способов отражения их в учете по статьям расходов, обеспечивающих определение себестоимости как всей товарной продукции, так и отдельных ее видов.

Методы учета и калькулирования менее сложны в простых производствах (например: добыча полезных ископаемых, выработка электроэнергии), чем в производствах со сложными технологическим процессом (машиностроение, текстильное производство и так далее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: