Структура управления зависит от внутреннего строения организации к
необходимости постоянной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Первый подход предполагает совершенствование внутренней структуры и
организации за счет оптимизации координации и разделения труда, а также
совершенствования (рационализации) управления, т.е. главное внимание
уделяется разделению работ на отдельные функций и соответственно определение
ответственности и полномочий предоставляемым работникам. На этой основе
создавали так называемые формальные структуры управления, которые известны
под названием иерархические и бюрократические (это разные уровни управления
по общности их функций).
Назовем типовые принципы, на которых основывается проектирование
иерархических структур управления:
1. Четкие вертикальные линии распределения прав, идущие сверху вниз
(цепь команд);
2. Единоначалие, в соответствии с которым каждый работающий в организации
не должен иметь более одного непосредственного руководителя;
|
|
3. Соответствие прав и обязанностей каждого звена;
4. Абсолютная ответственность руководителей за действия своих
непосредственных починенных;
5. Делегирование полномочий как можно ниже по управленческой вертикали;
6. Специализация работ с выделением одной основной функции для
каждого работника;
7. Ограничение сферы контроля (масштаба управляемости).
Одной из основополагающей позиций теории управления является формирование
Бюрократических структур управления. Концепцию такой структуры
Управления, сформировал Макс Вебер.
Главное положение его теории заключается:
· необходимость для эффективного управления формирования нормативной
модели рациональной бюрократии;
· иерархическая структура основывается на власти, на способности
получения эффективных результатов путем применения комбинаций угроз и
санкций; права менеджера трактовались как способность получать результаты
путем распоряжений, которые подчиненные считают законными и обоснованными,
они как бы соглашаются выполнять требования руководителя в обмен на получение
определенных выгод, т.е. у работников должна сформироваться вера в порядок и
правила.