Жизненный цикл организации. Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с

жизненным циклом продукции — временным интер­валом, включающим в себя

несколько стадий, каждая из которых от­личается особым характером процесса

изменения объема производ­ства во времени. Следует различать: полный жизненный

цикл про­дукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизнен­ный цикл

продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время

создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями.

Это понятие исполь­зуется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой

де­ятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора

адекватных форм управления и создания необходимых струк­турных звеньев.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие

времен­ные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления,

формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий

процесс протекает свободно, про­движение к следующему этапу требует стабильного

обеспечения ре­сурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего

этапа, формируется миссия организации. Коммуника­ции в рамках организации и ее

структура остаются, в сущности, не­формальными. Члены организации затрачивают

много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие

обяза­тельства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации

ста­билизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор де­лается на

эффективность инноваций и стабильность. Органы по вы­работке и принятию решений

становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего

руководящего звена органи­зации, процесс принятия решений становится более

взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или

иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и

расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявля­ют новые возможности

развития. Организационная структура стано­вится более комплексной и

отработанной. Механизм принятия реше­ний децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка

организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги.

Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей.

Увеличивается потребность в работниках, осо­бенно наиболее ценных

специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят

новые люди, предпринимаю­щие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм

выработки и принятия решений централизован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: