Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.Выготский, Л. Божович). Другие - видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).
Сензитивные периоды.
Сензитивные периоды развития (от лат. sensus – чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
Сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.
Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.
1,5-3 года – речь;
3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др.
5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание)
5-6 лет – чтение
6-7 лет – учебные навыки.
Л.С.Выготский выделил 4 основных закона, или особенности, детского развития:
1. Цикличность – сложная организация развития во времени. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.
2. Неравномерность (гетерохронность) – непропорциональность развития сторон личности, психических функций.
3. "Метаморфозы" в детском развитии – превращение одной формы развития в другую, это качественные изменения психики ребёнка, что определяет своеобразие психики на каждом этапе развития ребёнка.
4. Сочетание эволюции и инволюции – "обратное развитие" в ходе эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется (ребёнок, научившись говорить, перестает лепетать).
Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.
Основные группы периодизации развития в отечественной и