Период | Годы | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
Младенчество | 0-1 | эмоциональное общение ребенка со взрослым | ходьба, первое слово | Освоение норм отношений между людьми |
Ранний возраст | 1-3 | предметная деятельность | "внешнее Я сам" по Выготскому | Усвоение способов деятельности с предметами |
Дошкольный возраст | 3-6(7) | ролевая игра | произвольность поведения | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | учебная деятелльность | произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта | Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. |
Средний школьный возраст, подросток | 10(11) - 14(15) | интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности | чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" | Освоение норм и отношений между людьми |
Старший школьник (ранняя юность) | 14(15) - 16(17) | учебно-профес- сиональная деятельность | профессиональное и личностное самоопределение | Освоение профес- сиональных знаний, умений |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профессиональная учеба. | Освоение профес- сионально-трудовых умений | |
Зрелость | после 25 | 20-50 лет -зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - cтарость |
Тема 4. Психическое развитие ребёнка младенческого возраста